ОЭЗ "Лотос" призывает Азербайджан запустить морские перевозки между Баку и Астраханью

© Sputnik / Сергей Субботин / Перейти в фотобанкКонечный пункт на российской территории международного транспортного коридора "Север-Юг" - порт Оля Астраханской области
Конечный пункт на российской территории международного транспортного коридора Север-Юг - порт Оля Астраханской области - Sputnik Азербайджан, 1920, 16.12.2022
Подписаться
Портовая особая экономическая зона готова принять коллег из Азербайджана, если у них есть интерес в строительстве собственных мощностей в астраханской ОЭЗ.
БАКУ, 16 дек — Sputnik. АО "ОЭЗ "Лотос", управляющая компания Каспийского кластера (объединяет две особые экономические зоны в Астраханской области – промышленную и портовую), призывает коллег из Азербайджана запустить судоходные линии для грузовых перевозок между портами Баку и Астрахань. Об этом в интервью Sputnik Азербайджан рассказал генеральный директор ОЭЗ "Лотос" Сергей Милушкин.

"Реализация проекта по налаживанию судоходной линии между Баку и портами Астрахани обсуждалась в различных форматах – и на переговорах с представителями порта Алят, и с представителями минтранса Азербайджана. Кроме того, недавно была встреча с Министерством экономики Азербайджана", – рассказал Милушкин.

Так, отметил он, согласно расчетам, перевозку грузов, в первую очередь в контейнерном исполнении или скоропортящихся грузов в рефрижераторных контейнерах, между РФ и Азербайджаном выгоднее реализовать морским путем.
Для примера, добавил Милушкин, судно может перевезти около 5 тыс. тонн груза. При сухопутном маршруте на это потребуется 250 автомобилей, то есть 250 водителей, двое суток в дороге, затраты на бензин. При этом одно судно с соответствующим экипажем из 12 человек могло бы перевезти эти товары в Астрахань. И дальше эти контейнеры могут на автомобилях или по железной дороге поставляться по всей территории России, рассказал гендиректор компании.
При этом, отметил он, расчеты показывают, что ценовые затраты при перевозке морем сокращаются как минимум в три-четыре раза.
Милушкин также добавил, что планы по реконструкции пунктов пропуска и расширению автомобильных дорог между Азербайджаном и РФ крайне важны. Но, во-первых, все это занимает определенное время, а, во-вторых, потребность в увеличении объемов грузов диктует быстрые решения уже сегодня.

"Мы предлагаем коллегам из Азербайджана еще раз подумать на тему просчета, расчета и начала перевозок в пиковые месяцы по маршруту, который мы готовы обеспечить", – рассказал собеседник Sputnik Азербайджан.

Строительство мощностей Азербайджана в портовой ОЭЗ

Кроме того, отметил Милушкин, портовая особая экономическая зона готова принять коллег из Азербайджана, если у них есть интерес в строительстве собственных мощностей в астраханской ОЭЗ. Так, терминалы сразу в двух портах – Алят и Оля будут дополнять друг друга.
Гендиректор "Лотоса" отметил, что ведутся переговоры с Туркменистаном о создании логистического центра в портовой ОЭЗ.

"В ближайшее время мы выйдем на более конкретные решения по совместной реализации проекта. Такие же переговоры ведутся с иранскими коллегами. Я не вижу никаких ограничений для того, чтобы коллеги из Азербайджана также приступили к переговорам – мы поможем в реализации такого проекта", – сказал Милушкин.

Гендиректор компании также отметил, что порт Алят - это высокотехнологичный и современный порт на Каспии, в рамках деятельности которого налажен поток товаров из Казахстана в Азербайджан и оттуда - в Турцию и Европу.
"Мы берем пример в нашей работе с порта Алят. Мы смотрим очень внимательно, что уже сделано в других портах и Каспийского моря, и других морей, применяем положительный опыт при проектировании в стройке, которую мы сейчас ведем в нашем порту", – рассказал Милушкин.
Он отметил, что создаваемые терминалы в астраханской портовой ОЭЗ планируется развивать под 20 млн тонн на втором этапе строительства и ожидается, что в РФ он будет главным портом в рамках проекта "Север-ЮГ".
"Ни в коем случае не умаляя Махачкалинскую агломерацию, но Махачкала это все же, в первую очередь, про перевозки нефти и других подобных грузов, а также паромов Ro-Ro. Мы на эту роль не претендуем, и в этом смысле важна диверсификация и поддержка друг друга", - рассказал Милушкин.
При этом, отметил собеседник Sputnik Азербайджан, для развития морских перевозок между портами Азербайджана и РФ нужна поддержка ассоциаций грузоотправителей и информирование об услугах.

Расширение мощностей порта Оля

Милушкин отметил, что Астраханская область является одним из лидеров по взаимоотношениям с Азербайджаном. Так, состоялся визит астраханской делегации 17 ноября в Баку в рамках XI российско-азербайджанского межрегионального форума.

"Как известно, со стороны РФ делегацию возглавлял председатель правительства Михаил Мишустин. На форуме делегацию Астраханской области возглавил губернатор Игорь Бабушкин. Наш председатель правительства (Мишустин – ред.) в своей приветственной речи особо выделил Астраханскую область как один из самых активных регионов РФ, развивающих взаимодействие с Азербайджанской Республикой в экономическом и гуманитарном направлении", – рассказал гендиректор "Лотоса".

Мишустин также отметил взаимодействие транспортного комплекса, образовательных, медицинских, культурных форумов, а также торговые площадки, в том числе деловой центр Азербайджана в Астрахани, и Астраханский деловой центр в Баку, добавил Милушкин.
"Все это очень важно, и, действительно, мы уделяем большое внимание этому направлению. Я также участвовал в форуме в составе астраханской делегации и выступил на двух круглых столах - по экономическому сотрудничеству и развитию транспортных коридоров. Поэтому считаю эти направления очень важными, и транспортное направление сейчас становится еще более важным, и здесь мы готовы обсуждать с коллегами из Азербайджана конкретные шаги, о чем мы всегда говорили", – рассказал он.
Так, в первую очередь, это развитие портовой особой экономической зоны.
Сейчас идет активное обустройство первой очереди – 8-й и 9-й причалы порта Оля. Здесь будут размещены современные контейнерный, зерновой и масляный терминалы. Запустить планируется в начале 2024 года.
"Наш якорный резидент приступил к строительству объектов. Это зерновой терминал, мощностью порядка 900 тыс. тонн и масляной – 300 тыс. тонн. Также будет создан перегрузочный комплекс для перевалки контейнеров, генеральных и проектных грузов мощностью порядка 1 млн тонн. Общая мощность восьми-девяти причалов порта Оля составит 3 млн тонн", – рассказал гендиректор "Лотоса".
По его словам, планируется, что данный комплекс будет полностью запущен уже в первом квартале 2024 года.
После его запуска планируется приступить к следующему этапу - созданию нового портового комплекса в районе ильменя Забурунный, что на 7 км южнее порта Оля. Все это позволит создать в Астраханской области современные перевалочные мощности, способные переваливать около 20 млн тонн грузов.
"В первую очередь хотелось бы обратить внимание на то, что мы становимся первым профессиональным контейнерным терминалом, который сможет принимать контейнерные грузы на Каспии по МТК "Север-Юг". И это будет основной терминал Российской Федерации на МТК "Север-Юг".

Превращение Каспия в логистический хаб

По словам Милушкина, Каспийское море было логистическим хабом как минимум последние 1000 лет, а, возможно, не одну тысячу лет, так как тут находилось пересечение Шелкового пути, происходило движение грузов вокруг Каспийского моря и территории современного Азербайджана, Туркменистана, Казахстана. Каспий - это географический центр Евразии.

"Вопрос один – сделали мы все для того, чтобы мы могли переваливать растущие грузы, или нет. Наши китайские коллеги на совсем непрямой линии вокруг огромного количества стран и континентов везут грузы в Европу и обратно, пользуясь морскими маршрутами, создав для этого предпосылки в том числе с крупнейшими мировыми логистическими компаниями. И это работает", – рассказал он.

Гендиректор ОЭЗ отметил, что пришло время изменять логистические цепочки – с одной стороны, коронавирус повлиял, а с другой – этот год с точки зрения логистики. В следующем году может произойти еще что-то, тем более учитывая то, что меняются направления поставки товаров, сегментируются рынки, меняется логистика.
"И наша задача, я считаю, сделать так, чтобы мы могли предложить готовые сервисы – порт, судоходные компании, внятные правила оформления грузов. Если все это сделать, нет никаких преград перед тем, чтобы грузопотоки на Каспии увеличились", – сказал Милушкин.
Он также отметил, что "Судостроительный завод Лотос", который является резидентом ОЭЗ, заинтересован в кооперации с Азербайджаном в совместном строительстве судов.
Так, в России принят целый ряд дополнительных программ по судостроению, что позволяет увеличить мощности и загруженность верфей, а кооперация по судостроению поддерживается как правительством Астраханской области, так и руководством ОЭЗ "Лотос".

"Большее количество корпорационных связей позволит больше загрузить наши верфи, создаст больше рабочих мест, обеспечит поступление налогов. Считаем, что кооперация не просто может быть, она должна быть. Мы готовы к кооперации и переговорам для того, чтобы выйти на конкретную работу", – сказал Милушкин.

Лента новостей
0