Функционирование зерновой сделки зависит от каждого из его участников – мнение

© AP PhotoУрожай пшеницы, фото из архива
Урожай пшеницы, фото из архива - Sputnik Азербайджан, 1920, 02.11.2022
Подписаться на
НовостиTelegram
Выход России из зерновой сделки заставил вновь поднять вопрос о помощи нуждающимся странам, чьи граждане живут в условиях практического голода. Теперь многие вспоминают, что именно Россия во многом обеспечивала безопасность хождения судов в Черном море.
БАКУ, 2 ноя — Sputnik. С выходом России из зерновой сделки, подписанной 22 июля в Стамбуле и регулирующей механизм вывоза зерна из подконтрольных Украине черноморских портов, вновь возникает опасность обострения продовольственной проблемы и поднятия цен на зерновые в мире. Соглашение между Россией, Турцией, Украиной и ООН подразумевает создание четырехстороннего координационного центра, чьи представители будут досматривать суда с зерном, чтобы не допустить контрабанды оружия и исключить провокации.
29 октября Минобороны РФ сообщило, что из-за теракта, совершенного "киевским режимом при участии специалистов Великобритании" против кораблей Черноморского флота и гражданских судов, задействованных в обеспечении безопасности зернового коридора, российская сторона приостанавливает участие в зерновой сделке.

Как действовала зерновая сделка

Действие зерновой сделки изначально вызывала немало нареканий. Некоторые аналитики даже называли соглашение "хромым" по той причине, что ее пункты, связанные с вопросом доставки российского зерна и удобрений на мировые рынки, не действуют. В частности, приводились данные о том, что в условиях отсутствия формального запрета на вывоз российского зерна страховщики все-таки отказывали в оформлении судов, перевозящих российское зерно и удобрения. Суда с российскими продуктами попросту не обслуживались в различных мировых портах.
Что касается вывозимого из Украины зерна, то лишь 3-4% из ее объемов доставлялся в наиболее нуждающиеся государства Африки и Азии, большая часть уходила богатым государствам Евросоюза.
Аналитики напоминают, что еще в сентябре Владимир Путин говорил о возможном выходе России из зерновой сделки в случае продолжения подобной санкционной политики. Нападение на российские суда в Севастополе оказалось "последней каплей, переполнившей чашу терпения" Москвы в данном вопросе.
Всего за время действия соглашения через зерновой коридор прошло 421 судно. Общий объем перевезенных ими грузов составил 9,7 млн тонн. Европейские страны получили 61%, азиатские – 20%, африканские – 13% грузов. Остальное досталось самым отсталым странам.
В Международном комитете Красного Креста заявили, что зерновая сделка "имела решающее значение для людей, которые изо всех сил пытаются прокормить свои семьи по всему миру, в том числе в странах, затронутых конфликтами".
В свою очередь замглавы МИД РФ Михаил Богданов сообщил, что Россия продолжит поддержку стран Африки, а также выполнит все договоренности с партнерами независимо от зерновой сделки.

Условия восстановления зерновой сделки

Президент России Владимир Путин в разговоре с президентом Турции Реджепом Эрдоганом заявил, что возврат России в зерновую сделку возможен только после расследования удара по Севастополю и получения гарантий безопасности со стороны Украины.
По словам главы РФ, необходимо провести детальное расследование обстоятельств ударов по инфраструктуре и кораблям российского Черноморского флота. Киев должен дать реальные гарантии неукоснительного соблюдения стамбульских договоренностей, включая отказ от использования гуманитарного коридора в военных целях.
"Только после этого можно было бы рассмотреть вопрос о возобновлении работы в рамках этой "черноморской инициативы", говорится в сообщении пресс-службы Кремля.
Кроме того, в России считают, что также неукоснительно должен выполняться пункт соглашения относительно беспрепятственной доставки российского зерна на мировые рынки.
Между тем на Украине заявили, что 3 ноября из портов выйдут восемь судов с зерном, однако нет информации о том, какие это суда и куда они направляются. Эксперты склонны считать, что это могут быть суда под турецким флагом, так как ранее официальные лица Турции заявили, что корабли под их под турецким флагом продолжат вывозить зерно из украинских портов. Возможно, Москва и Анкара договорились по этому вопросу, так как в противном случае подобный шаг серьезно нагнетает обстановку не только в регионе Черного моря, но и портятся отношения между Россией и Турцией.

Процесс восстановление сделки

В настоящее время турецкие посредники ведут интенсивные переговоры относительно восстановления зерновой сделки со всеми заинтересованными сторонами.
"Мы встречаемся с министрами обеих сторон для решения возникающих проблем. Вчера вечером мы говорили с господином Шойгу по телефону. Он выразил опасения, мы их приняли. Мы также провели переговоры с украинскими министрами. Проведя необходимую работу, мы передали Шойгу, что причин для беспокойства нет, мы ожидаем нормализации обстановки", – сказал министр обороны Турции Акар.
По его словам, в ходе переговоров со сторонами был поднят вопрос о важности продолжении зерновой инициативы с учетом ее вклада в решение мирового продовольственного кризиса.
В свою очередь, Украина опасается, что после выхода России из зерновой сделки страховые компании перестанут покрывать риски для судов, перевозящих зерно.
По словам заместителя министра инфраструктуры Украины Юрия Васькова, возвращение России "имеет большое значение". Страховщики уже предупредили, что в случае неучастия Москвы в сделке они "не будут оформлять страховое покрытие для судов, перевозящих зерно через зону боевых действий", подчеркнул замминистра.
Следует отметить, что сразу после выхода России из зерновой сделки британская страховая компания Ascot ("Аскот") приостановила оформление страхового покрытия грузов, вывозимых с Украины по зерновому коридору.
Интересы соблюдаются, сделке – быть
Эксперты отмечают, что перспективы восстановления зерновой сделки достаточно высоки, так как в ее рамках соблюдаются интересы всех сторон.
В чем же они выражаются?
ООН получает возможность выполнять гуманитарную миссию по оказанию помощи голодающим в беднейших странах.
Украина может экспортировать зерно и зерновые продукты, что позволяет ей получать дополнительные доходы в устойчивой валюте.
Россия получает возможность смягчения санкций, что позволяет осуществлять экспорт зерновых на мировой рынок, что также выгодно в экономическом плане.
И, наконец, Турция получает плату за проход судов через проливы и торговлю зерновыми, что сулит ей немалые доходы.
Любое соглашение представляет собой целостный документ, где каждый пункт дополняет предыдущий и является его неотъемлемой частью. Однако в настоящее время (и практически во время всего действия зерновой сделки) права России серьезно ущемляются, она не может воспользоваться оговоренными в сделке условиями. В таком случае, невыполнение одного из пунктов автоматически ведет к потере целесообразности придерживаться других пунктов этого соглашения.
Таким образом можно прийти к выводу, что возвращение России к зерновой сделке возможно только в случае, если остальные участники договора гарантируют неиспользование Украиной гуманитарного коридора в военных целях и обеспечение беспрепятственного вывоза российского зерна и удобрений на мировые рынки. При чем это должно осуществляться без всяких "подводных" препятствий, которые искусственно создавались на протяжении действия зерновой сделки.

Послесловие к сказанному…

Украина дала необходимые письменные гарантии о неиспользовании зернового коридора в Черном море для ведения боевых действий против России, их удалось получить при посредничестве Турции и ООН, заявили в Минобороны РФ.
"Благодаря участию международной организации, а также содействию Турции удалось получить необходимые письменные гарантии со стороны Украины о неиспользовании гуманитарного коридора и украинских портов, определенных в интересах вывоза сельскохозяйственной продукции, для ведения боевых действий против РФ, направленные в Совместный координационный центр 1 ноября 2022 года", – говорится в заявлении российского военного ведомства.
Однако вопрос с вывозом российского зерна на мировые рынки все еще остается открытым…
Лента новостей
0