Применяет ли Россия иранские дроны в ходе спецоперации на Украине – мнение
© Sputnik / Виталий Белоусов / Перейти в фотобанкМакет беспилотного летательного аппарата Mohajer 6 UAV на стенде Ирана, представленный на международном военно-техническом форуме "Армия-2022" на территории конгрессно-выставочного центра "Патриот" в Московской области.
© Sputnik / Виталий Белоусов
/ Подписаться
Российские СМИ опубликовали кадры поражения украинской техники новыми БПЛА-камикадзе "Герань-2". Западные СМИ стали утверждать, что это иранские дроны.
БАКУ, 21 сен — Sputnik. Иранская ядерная программа давно находится в центре внимания западных стран. США и их союзники неоднократно выступали с угрозами нанесения военных ударов по ядерным (и не только) объектам в Иране. Можно привести множество примеров ракетных бомбардировок и специальных диверсионных мероприятий, организованных западными спецслужбами с целью уничтожения ядерных и военных объектов исламской республики, а также военных специалистов и физиков-ядерщиков ИРИ.
Несмотря на все препятствия, чинимые Западом, Ирану удалось успешно развить свою военную программу, в основе которой лежит развитие ракетной техники и усовершенствование парка БПЛА. И в этом контексте интересно проследить серьезный прогресс, наметившийся в этой области.
На заре разработок иранских БПЛА
Четвертого декабря 2011 года американский БПЛА-разведчик RQ-170 Sentinel пропал в западной части Афганистана. По данным Пентагона с аппаратом была потеряна связь, причины чего на момент сообщения не были выяснены. Спустя некоторое время в прессе появились слухи, что американский БПЛА перехвачен средствами радиотехнической разведки Ирана. И хотя американцы опровергали возможность такого развития событий, 9 декабря 2011 года по иранскому телевидению были показаны кадры, на которых был запечатлен этот дрон без видимых повреждений. А через несколько дней Иран сообщил о планах создать собственный аналог американского БПЛА, скопировав аппарат и начав его серийное производство. При этом было подчеркнуто, что иранская разработка будет превосходить оригинальный образец по летно-техническим характеристикам.
Уже в апреле 2012 года руководитель аэрокосмического подразделения Корпуса стражей исламской революции ИРИ генерал Амир Али Хаджизаде заявил о том, что иранские специалисты полностью изучили конструкцию беспилотника и приступили к созданию его точной копии, однако министр обороны США Леон Панетта поставил под сомнение эту новость.
А несколько лет спустя, уже изучая российский ударный БПЛА "Охотник", американцы заявили, что при его создании использовались технологии американского стелс-дрона RQ-170 Sentinel.
В декабре 2012 года Иран заявил о том, что был перехвачен американский БПЛА Scan Eagle, вторгшийся в воздушное пространство страны. Министерство обороны США вновь опровергло потерю своего БПЛА. Однако в середине февраля следующего года Иран объявил о начале серийного производства копий Scan Eagle, а 21 октября 2013 года копия Scan Eagle производства Ирана была подарена главкому ВВС России генерал-лейтенанту Виктору Бондареву в ходе его визита в Иран.
Современные иранские БПЛА и не только
Обширный стенд с самыми передовыми военно-техническими разработками на Международном военно-техническом форуме "Армия-2022" позволяет оценить современное состояние военно-промышленного комплекса ИРИ. В центре особого внимания были иранские баллистические ракеты, системы ПВО и дроны, не дающие покоя США.
Всего Иран представил в рамках "Армии-2022" три беспилотных летательных аппарата: Quadcopter, Mohajer 6 и Karrar-3. Первый может использоваться как в гражданских целях, например, для тушения пожаров, так и в военных – нести ударные снаряды. В таких двух вариантах дрон и был представлен на стенде.
Характеристики Quadcopter: взлётная масса – 21 кг, снаряженный вес – от 1 до 7 кг, работает на расстоянии до 10 км и высоте не более 400 м, время работы – до 60 минут. Именно то, в чём нуждается взводно-ротное звено.
Вес Mohajer 6 – 670 кг (на форуме макет представлен в размере 1 /7), снаряженный вес – до 100 кг, работает на расстоянии 200 км и высоте около 5 км, длительность полёта – до 12 часов.
Karrar-3 весит 510 кг, может нести до 250 кг и поднимается на высоту до 9 км. Использоваться он может и как ударный дрон, и как “камикадзе”.
Иранские БПЛА на вооружении российской армии?
Уже несколько месяцев в зарубежных СМИ публикуются материалы о том, что Россия приобрела иранские БПЛА военного назначения. Так, Wall Street Journal утверждает, что российская армия наносит серьезный ущерб ВСУ иранскими дронами.
Данные дроны оказались крайне эффективным средством поражения украинских позиций, пишут СМИ. Причина - высокая дальность полета, а также возможность последних длительное время находиться в воздухе. Примером успешного применения этих дронов стало уничтожение украинской САУ 2С3 "Акация", которую фактически разорвало на части, разбросав отдельные элементы боевой машины в радиусе нескольких сотен метров.
Действительно, Россия стала применять технологии барражирующих боеприпасов в ходе спецоперации на Украине, в частности, публикуются фотографии сбитого дрона-камикадзе "Герань-2". Но это не означает, что это попросту "перекрашенные" или "ребрендированные" иранские дроны. Россия вполне могла использовать иранские технологии с учетом стремительного развития дроностроения в Исламской республике.
Но даже если не исключать поставок прототипов иранских дронов в Россию, все равно ничего предосудительного в этом нет, если учесть тот факт, что Украина просто массово снабжается различными видами вооружения – начиная от стрелкового вида оружия, заканчивая теми же американскими ракетными система залпового огня HIMARS.
По предварительным данным, беспилотниками "Герань" к текущему моменту уничтожены уже несколько артиллерийских установок и танков, что при сравнительно невысокой стоимости одного БПЛА, делает этот вид вооружений крайне эффективным.
Из этого сделать можно сделать вывод, что даже если данные БПЛА как-то связаны с Ираном – напрямую или косвенно, то у взаимодействия России и Ирана по линии военно-промышленного комплекса есть перспективы, если оно еще и будет взаимовыгодным, и в будущем подобное сотрудничество может принести конкретные плоды, возможно, даже в совсем новых направлениях военного искусства.
Из этого сделать можно сделать вывод, что даже если данные БПЛА как-то связаны с Ираном – напрямую или косвенно, то у взаимодействия России и Ирана по линии военно-промышленного комплекса есть перспективы, если оно еще и будет взаимовыгодным, и в будущем подобное сотрудничество может принести конкретные плоды, возможно, даже в совсем новых направлениях военного искусства.