Срединный коридор становится все более привлекательным

© AFP 2022 / STRКонтейнеры на порту, фото из архива
Контейнеры на порту, фото из архива - Sputnik Азербайджан, 1920, 20.09.2022
Подписаться на
НовостиTelegram
Азербайджан может сыграть решающую роль в повышении конкурентоспособности Срединного коридора. Кроме того, запуск Зангезурского коридора может увеличить его пропускную способность, а также сократить протяженность маршрута.
БАКУ, 20 сен — Sputnik. Увеличение грузоперевозок по Срединному коридору (Транскаспийский международный транспортный маршрут - ТМТМ) может еще больше повысить значимость Зангезурского коридора. В настоящее время все перевозимые по ТМТМ грузы следуют по двум основным маршрутам. Часть из них доставляется в Турцию посредством железной дороги Баку-Тбилиси-Карс, другая – в черноморские порты Грузии, с последующей доставкой в окончательный пункт назначения.
В обоих случаях основным маршрутом является железная дорога Баку-Тбилиси-Карс и параллельная автомобильная трасса.
В настоящее время участвующие в данном проекте стороны не скрывают своего желания увеличить объем грузоперевозок. Соучредитель и сопредседатель энергетического стартапа Trans-Caspian Resources Аллан Мастард считает, что Азербайджан может сыграть решающую роль в повышении конкурентоспособности Срединного коридора. Существенное ускорение движения по маршруту может быть обеспечено за счет уменьшения задержек транзитных грузов при пересечении границ.
Кроме того, запуск Зангезурского коридора может увеличить пропускную способность ТМТМ через территорию Азербайджана, а также сократить протяженность его маршрута.
В “Срединном коридоре” заинтересованы и партнеры, участвующие в Программе центральноазиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС).

“Этот транспортный маршрут чрезвычайно ценен с точки зрения прямого соединения Китая с Европой. Сегодня мы уже видим его преимущества. ЦАРЭС готова работать над предложением о цифровизации всех процессов на этом маршруте, что значительно ускорит прохождение грузов. Это является одним из ключевых направлений сотрудничества”, – сказал директор Института ЦАРЭС Сайед Шакил Шах.

Реализация транзитного потенциала Азербайджана, имеющего весьма выгодное географическое положение, имеет большое значение с точки зрения диверсификации экономики страны и положительно влияет на повышение ее эффективности.
“В последние годы наблюдается интенсивный рост грузоперевозок, в том числе транзитных. Задействование в этих процессах территорий Азербайджана позволит ускорить экономическое развитие страны и придаст дополнительный импульс ускорению интеграции Азербайджана в мировую экономику, откроет перед нами новые возможности создания дополнительной стоимости в цепочке поставок”, – отмечает эксперт Эмин Гарибли.
В сфере развития региональных транспортных маршрутов Азербайджан уделяет большое влияние разработке альтернативных маршрутов. С одной стороны, это является страховкой на тот случай, если кто-то из партнеров захочет создать препятствия на одном из участков маршрута, а с другой - еще больше увеличивает пропускную способность маршрута. Наглядным примером этого может служить договоренность с Ираном о создании альтернативных железнодорожного и автомобильного маршрутов в Нахичевань с последующим выходом в Турцию через территорию исламской республики.

Конкурентные преимущества Срединного коридора по сравнению с Северным и Южным

При обсуждении всех плюсов и минусов Срединного коридора эксперты часто сравнивают его возможности с северным и южным, проходящими, соответственно, по территории России и Ирана. Будущее северного маршрута во многом зависит от отношений России и США, осложнение которых ставит Пекин перед выбором - Восток или Запад, что может сильно ударить по китайской экономике, считают эксперты. С другой стороны, возникшее из-за событий в Украине противостояние между Россией и западными странами также актуализирует поиск альтернативного маршрута.
Что касается южного, то здесь существует риск изоляции Ирана, со стороны Саудовской Аравии и Израиля. Кроме того, ситуация на Ближнем Востоке также далека от стабильности, что ставит под угрозу безопасность этого маршрута. В итоге эти факторы серьезно также бьет по инициативе КНР “Один путь – один пояс”.
Все вышеперечисленное еще более актуализирует развитие инфраструктуры и увеличение пропускной способности Срединного коридора. По данному поводу высказывался и президент Ильхам Алиев, который уделяет пристальное внимание расширению транзитных возможностей страны. “В Азербайджане уже создана современная инфраструктура, которая позволяет транспортировать большие объемы грузов. Но мы определили дальнейшие направления сотрудничества с партнерами, чтобы еще больше увеличить пропускную способность Срединного коридора", – заявил глава азербайджанского государства.
В настоящее время основными акторами претворения в жизнь проектов, связанных с развитием Срединного коридора являются Азербайджан, Турция, Казахстан и Грузия. Основным поставщиком грузов для данного маршрута может выступить Китай. Кроме того, в данном проекте заинтересованы страны Центральной Азии, Россия, Иран, европейские страны. С учетом большого количества заинтересованных сторон можно с уверенностью предположить, что в ближайшем будущем объем грузоперевозок по Срединному коридору будет увеличен.
Лента новостей
0