https://az.sputniknews.ru/20220818/ne-tolko-eksport--kak-azerbaydzhan-prevratitsya-v-khab-postavok-nefti-i-gaza-445112592.html
Не только экспорт – как Азербайджан превратится в хаб поставок нефти и газа
Не только экспорт – как Азербайджан превратится в хаб поставок нефти и газа
Sputnik Азербайджан
Растущая потребность в углеводородах заставляет страны ЕС искать новые источники поставок нефти и газа. Азербайджан мог бы воспользоваться своим выгодным... 18.08.2022, Sputnik Азербайджан
2022-08-18T10:00+0400
2022-08-18T10:00+0400
2022-09-23T14:04+0400
нефть и газ
ес
иран
туркменистан
казахстан
ес
транзит
бтд
азербайджан
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e6/05/0d/441891558_0:0:2893:1627_1920x0_80_0_0_44a7b0dd0c33feb9effd84863d904c23.jpg
БАКУ, 17 авг — Sputnik. На протяжении многих лет Азербайджан зарекомендовал себя как важного поставщика нефти и газа на мировые рынки, который вносит вклад в энергетическую безопасность ряда стран. Ежегодно Азербайджан экспортирует свыше 27 млн тонн нефти и более 22 млрд кубометров газа. При этом экспорт газа планируется довести в ближайшие годы до 50 млрд кубометров в год.Наряду с этим в стране развивается и транспортно-логистическая инфраструктура – ведется модернизация Бакинского международного морского порта и расширяются существующие международные маршруты и коридоры. Развитие логистических маршрутов и готовая инфраструктура углеводородных поставок открывает перед Азербайджаном возможность превратиться в страну-транзитера нефти и газа.Экспорт казахстанской нефти через Бакинский портДобыча и экспорт нефти из Казахстана в текущем году показывает уверенный рост – с января по май в стране добыто 31,9 млн тонн нефти, что на 5,5% больше, чем годом ранее. При этом, экспорт "черного золота" из страны за указанный период вырос на более чем 12% - до 30,2 млн тонн.В планах Казахстана довести экспорт нефти до конца текущего года до 85,5 млн тонн, для этого страна рассматривает альтернативные маршруты поставок нефти на мировые рынки.Так, о необходимости диверсифицировать выход казахстанской нефти на рынки потребителей заявил в июле президент страны Касым-Жомарт Токаев, предложив расширить мощности Транскаспийского коридора. Данный коридор приобрел особое значение в свете геополитических изменений в мире, когда усилилась необходимость разработки альтернативных маршрутов поставки товаров между Азией и Европой.Азербайджан, который является важным звеном Транскаспийского маршрута, в последние годы ведет работы по расширению Бакинского порта и в частности нефтяного терминала в Дюбенди. В результате проделанных работ объем поставленной нефти и нефтепродуктов через терминал Дюбенди в прошлом году вырос в 2,3 раза по сравнению с 2020 годом и превысил 1,1 млн тонн.Для расширения сотрудничества по поставкам нефти между Казахстаном и Азербайджаном уже налаживаются контакты. Так, председатель правления АО НК "КазМунайГаз" Магзум Мирзагалиев встретился на этой неделе с президентом Госнефтекомпании Азербайджана (SOCAR) Ровшаном Наджафом. В ходе встречи в Баку стороны обсудили вопросы двустороннего сотрудничества, в том числе взаимодействие между компаниями в сфере развития транскаспийской инфраструктуры.Мирзагалиев также посетил город Батуми в Грузии, где ознакомился с работой Батумского нефтяного терминала и Батумского морского порта.При успешном сотрудничестве Казахстана, Азербайджана и Грузии стороны могли бы обеспечь поставки казахстанской нефти на рынки ЕС посредством железнодорожной инфраструктуры и портов в Баку и Батуми, с дальнейшим перевозками по Черному морю в Румынию.Таким образом, Транскаспийский маршрут мог бы стать важным коридором поставок нефти и нефтепродуктов из Каспийского региона на рынки Еврозоны.Достаточно ли развита инфраструктура?Для того, чтобы наладить поставки казахстанской нефти через территорию Азербайджана необходимо расширить в первую очередь танкерный флот Казахстана и в этом направлении уже планируются работы.Так, исполняющий обязанности председателя комитета транспорта при Министерстве индустрии и инфраструктурного развития республики КР Касым Тлепов заявил в прошлом месяце, что Казахстан планирует построить собственный паромный флот из 10 судов, а также новый порт на Каспийском море для увеличения экспортного потенциала.Данный проект, несомненно, довольно затратный и потребует немалых инвестиций, однако если отследить мировую тенденцию по возвращению в энергетике к углеводородным топливам, стоит полагать, что проект окажется рентабельным.В то же время планируется, что после поставок нефти в Бакинский порт казахстанская нефть могла бы экспортировать на мировые рынки посредством готового экспортного нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД). Проектная мощность БТД составляет 60 млн тонн в год, однако в прошлом году его фактическая загрузка составила всего лишь 26 млн тонн. Учитывая сокращающиеся экспортные показатели азербайджанской нефти, по трубопроводу вполне можно поставлять и нефть из Казахстана.В любом случае, будь то поставки морским и железнодорожным маршрутом, или экспорт по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан, Азербайджан получил бы доходы как страны-посредника, как от транзита нефти в Бакинском порту, так и от использования БТД.Иранский и туркменский газ на рынках ЕС – почему бы и нет?С 1 января текущего года Азербайджан, Иран и Туркменистан перешли к новому формату сотрудничества – своповым поставкам газа. Так, в рамках соглашения Туркменистан поставляет 5-6 млн кубометров газа в сутки в северо-восточные районы Ирана, а Иран поставляет такое же количество газа в Азербайджан на своей северо-западной границе. За шесть месяцев текущего года Азербайджан импортировал около 1,5 млрд кубометров туркменского газа.Для Азербайджана закупка газа таким образом означает доступ к более дешевому газу, который мог бы быть реализован на внутреннем рынке. Сэкономленные объемы газа страна могла бы экспортировать в направлении ЕС, который находится в поисках дополнительных объемов энергоресурсов.Для Туркменистана и Ирана обмен газом означает хоть и косвенный, но выход на альтернативные рынки быта. В будущем стороны могли бы расширить объемы своповых поставок – Тегеран ни раз заявлял о возможности увеличить объемы экспорта газа.Увеличив в дальнейшем импорт туркменского "голубого топлива" из Ирана, Азербайджан мог бы направить на экспорт больше своего газа. Так, если учесть, что свыше 30% добываемого в стране газа идет на внутреннее потребление, обеспечив поставки в страну более дешевого туркменского или иранского топлива, Азербайджан мог бы обеспечить внутреннее потребление за счет импортного газа, а эти самые 30% газа отправить на экспорт в ЕС. Таким образом, Азербайджан обеспечил бы себе более высокие доходы от экспорта газа на фоне роста цен на энергоресурсы в Еврозоне.Кроме того, в перспективе Азербайджан мог бы стать и газовых хабом региона – Туркменистан и Иран могут поставить газ в республику, а оттуда, по готовой инфраструктуре объем иранского или туркменского газа могли бы экспортироваться в далее в Турцию и ЕС по мощностям Южного газового коридора.Таким образом, став надежным поставщиком энергоресурсов Баку может помочь соседям вывести свои углеводороды на рынки потребителей, став не только экспортером нефти и газа, но и страной-транзитером, благо инфраструктура для этого уже есть.
https://az.sputniknews.ru/20220817/obnarodovany-zapasy-tovarnogo-gaza-v-azerbaydzhane-445106370.html
иран
туркменистан
казахстан
ес
Sputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2022
Айгюль Тагиева
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e5/02/0f/426229726_632:-1:2679:2047_100x100_80_0_0_bf9f4a66d2062eb596bb6df525ab6306.jpg
Айгюль Тагиева
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e5/02/0f/426229726_632:-1:2679:2047_100x100_80_0_0_bf9f4a66d2062eb596bb6df525ab6306.jpg
Новости
ru_AZ
Sputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e6/05/0d/441891558_82:0:2811:2047_1920x0_80_0_0_417e17f2be11788ca695f82721ede06f.jpgSputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Айгюль Тагиева
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e5/02/0f/426229726_632:-1:2679:2047_100x100_80_0_0_bf9f4a66d2062eb596bb6df525ab6306.jpg
ес, иран, туркменистан, казахстан, ес, транзит, бтд, азербайджан
ес, иран, туркменистан, казахстан, ес, транзит, бтд, азербайджан
Не только экспорт – как Азербайджан превратится в хаб поставок нефти и газа
10:00 18.08.2022 (обновлено: 14:04 23.09.2022) Растущая потребность в углеводородах заставляет страны ЕС искать новые источники поставок нефти и газа. Азербайджан мог бы воспользоваться своим выгодным географическим расположением для вывода на рынки энергоресурсы из соседних стран.
БАКУ, 17 авг — Sputnik. На протяжении многих лет Азербайджан зарекомендовал себя как важного поставщика нефти и газа на мировые рынки, который вносит вклад в энергетическую безопасность ряда стран. Ежегодно Азербайджан экспортирует свыше 27 млн тонн нефти и более 22 млрд кубометров газа. При этом экспорт газа планируется довести в ближайшие годы до 50 млрд кубометров в год.
Наряду с этим в стране развивается и транспортно-логистическая инфраструктура – ведется модернизация Бакинского международного морского порта и расширяются существующие международные маршруты и коридоры. Развитие логистических маршрутов и готовая инфраструктура углеводородных поставок открывает перед Азербайджаном возможность превратиться в страну-транзитера нефти и газа.
Экспорт казахстанской нефти через Бакинский порт
Добыча и экспорт нефти из Казахстана в текущем году показывает уверенный рост – с января по май в стране добыто 31,9 млн тонн нефти, что на 5,5% больше, чем годом ранее. При этом, экспорт "черного золота" из страны за указанный период вырос на более чем 12% - до 30,2 млн тонн.
В планах Казахстана довести экспорт нефти до конца текущего года до 85,5 млн тонн, для этого страна рассматривает альтернативные маршруты поставок нефти на мировые рынки.
Так, о необходимости диверсифицировать выход казахстанской нефти на рынки потребителей заявил в июле президент страны Касым-Жомарт Токаев, предложив расширить мощности Транскаспийского коридора. Данный коридор приобрел особое значение в свете геополитических изменений в мире, когда усилилась необходимость разработки альтернативных маршрутов поставки товаров между Азией и Европой.
Азербайджан, который является важным звеном Транскаспийского маршрута, в последние годы ведет работы по расширению Бакинского порта и в частности нефтяного терминала в Дюбенди. В результате проделанных работ объем поставленной нефти и нефтепродуктов через терминал Дюбенди в прошлом году вырос в 2,3 раза по сравнению с 2020 годом и превысил 1,1 млн тонн.
Для расширения сотрудничества по поставкам нефти между Казахстаном и Азербайджаном уже налаживаются контакты. Так, председатель правления АО НК "КазМунайГаз" Магзум Мирзагалиев встретился на этой неделе с президентом Госнефтекомпании Азербайджана (SOCAR) Ровшаном Наджафом. В ходе встречи в Баку стороны обсудили вопросы двустороннего сотрудничества, в том числе взаимодействие между компаниями в сфере развития транскаспийской инфраструктуры.
Мирзагалиев также посетил город Батуми в Грузии, где ознакомился с работой Батумского нефтяного терминала и Батумского морского порта.
При успешном сотрудничестве Казахстана, Азербайджана и Грузии стороны могли бы обеспечь поставки казахстанской нефти на рынки ЕС посредством железнодорожной инфраструктуры и портов в Баку и Батуми, с дальнейшим перевозками по Черному морю в Румынию.
Таким образом, Транскаспийский маршрут мог бы стать важным коридором поставок нефти и нефтепродуктов из Каспийского региона на рынки Еврозоны.
Достаточно ли развита инфраструктура?
Для того, чтобы наладить поставки казахстанской нефти через территорию Азербайджана необходимо расширить в первую очередь танкерный флот Казахстана и в этом направлении уже планируются работы.
Так, исполняющий обязанности председателя комитета транспорта при Министерстве индустрии и инфраструктурного развития республики КР Касым Тлепов заявил в прошлом месяце, что Казахстан планирует построить собственный паромный флот из 10 судов, а также новый порт на Каспийском море для увеличения экспортного потенциала.
Данный проект, несомненно, довольно затратный и потребует немалых инвестиций, однако если отследить мировую тенденцию по возвращению в энергетике к углеводородным топливам, стоит полагать, что проект окажется рентабельным.
В то же время планируется, что после поставок нефти в Бакинский порт казахстанская нефть могла бы экспортировать на мировые рынки посредством готового экспортного нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД). Проектная мощность БТД составляет 60 млн тонн в год, однако в прошлом году его фактическая загрузка составила всего лишь 26 млн тонн. Учитывая сокращающиеся экспортные показатели азербайджанской нефти, по трубопроводу вполне можно поставлять и нефть из Казахстана.
В любом случае, будь то поставки морским и железнодорожным маршрутом, или экспорт по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан, Азербайджан получил бы доходы как страны-посредника, как от транзита нефти в Бакинском порту, так и от использования БТД.
Иранский и туркменский газ на рынках ЕС – почему бы и нет?
С 1 января текущего года Азербайджан, Иран и Туркменистан перешли к новому формату сотрудничества – своповым поставкам газа. Так, в рамках соглашения Туркменистан поставляет 5-6 млн кубометров газа в сутки в северо-восточные районы Ирана, а Иран поставляет такое же количество газа в Азербайджан на своей северо-западной границе. За шесть месяцев текущего года Азербайджан импортировал около 1,5 млрд кубометров туркменского газа.
Для Азербайджана закупка газа таким образом означает доступ к более дешевому газу, который мог бы быть реализован на внутреннем рынке. Сэкономленные объемы газа страна могла бы экспортировать в направлении ЕС, который находится в поисках дополнительных объемов энергоресурсов.
Для Туркменистана и Ирана обмен газом означает хоть и косвенный, но выход на альтернативные рынки быта. В будущем стороны могли бы расширить объемы своповых поставок – Тегеран ни раз заявлял о возможности увеличить объемы экспорта газа.
Увеличив в дальнейшем импорт туркменского "голубого топлива" из Ирана, Азербайджан мог бы направить на экспорт больше своего газа. Так, если учесть, что свыше 30% добываемого в стране газа идет на внутреннее потребление, обеспечив поставки в страну более дешевого туркменского или иранского топлива, Азербайджан мог бы обеспечить внутреннее потребление за счет импортного газа, а эти самые 30% газа отправить на экспорт в ЕС. Таким образом, Азербайджан обеспечил бы себе более высокие доходы от экспорта газа на фоне роста цен на энергоресурсы в Еврозоне.
Кроме того, в перспективе Азербайджан мог бы стать и газовых хабом региона – Туркменистан и Иран могут поставить газ в республику, а оттуда, по готовой инфраструктуре объем иранского или туркменского газа могли бы экспортироваться в далее в Турцию и ЕС по мощностям Южного газового коридора.
Таким образом, став надежным поставщиком энергоресурсов Баку может помочь соседям вывести свои углеводороды на рынки потребителей, став не только экспортером нефти и газа, но и страной-транзитером, благо инфраструктура для этого уже есть.