Нефть и газ
Последние новости о нефтегазовом рынке читайте в специальном сюжете Sputnik Азербайджан

Не только экспорт – как Азербайджан превратится в хаб поставок нефти и газа

© AFP 2024 / JOE KLAMARНа одном из крупнейших межсетевых газовых узлов в Европе в Баумгартен-ан-дер-Марч, Австрия
На одном из крупнейших межсетевых газовых узлов в Европе в Баумгартен-ан-дер-Марч, Австрия - Sputnik Азербайджан, 1920, 18.08.2022
Подписаться
Растущая потребность в углеводородах заставляет страны ЕС искать новые источники поставок нефти и газа. Азербайджан мог бы воспользоваться своим выгодным географическим расположением для вывода на рынки энергоресурсы из соседних стран.
БАКУ, 17 авг — Sputnik. На протяжении многих лет Азербайджан зарекомендовал себя как важного поставщика нефти и газа на мировые рынки, который вносит вклад в энергетическую безопасность ряда стран. Ежегодно Азербайджан экспортирует свыше 27 млн тонн нефти и более 22 млрд кубометров газа. При этом экспорт газа планируется довести в ближайшие годы до 50 млрд кубометров в год.
Наряду с этим в стране развивается и транспортно-логистическая инфраструктура – ведется модернизация Бакинского международного морского порта и расширяются существующие международные маршруты и коридоры. Развитие логистических маршрутов и готовая инфраструктура углеводородных поставок открывает перед Азербайджаном возможность превратиться в страну-транзитера нефти и газа.

Экспорт казахстанской нефти через Бакинский порт

Добыча и экспорт нефти из Казахстана в текущем году показывает уверенный рост – с января по май в стране добыто 31,9 млн тонн нефти, что на 5,5% больше, чем годом ранее. При этом, экспорт "черного золота" из страны за указанный период вырос на более чем 12% - до 30,2 млн тонн.
В планах Казахстана довести экспорт нефти до конца текущего года до 85,5 млн тонн, для этого страна рассматривает альтернативные маршруты поставок нефти на мировые рынки.
Так, о необходимости диверсифицировать выход казахстанской нефти на рынки потребителей заявил в июле президент страны Касым-Жомарт Токаев, предложив расширить мощности Транскаспийского коридора. Данный коридор приобрел особое значение в свете геополитических изменений в мире, когда усилилась необходимость разработки альтернативных маршрутов поставки товаров между Азией и Европой.
Азербайджан, который является важным звеном Транскаспийского маршрута, в последние годы ведет работы по расширению Бакинского порта и в частности нефтяного терминала в Дюбенди. В результате проделанных работ объем поставленной нефти и нефтепродуктов через терминал Дюбенди в прошлом году вырос в 2,3 раза по сравнению с 2020 годом и превысил 1,1 млн тонн.
Для расширения сотрудничества по поставкам нефти между Казахстаном и Азербайджаном уже налаживаются контакты. Так, председатель правления АО НК "КазМунайГаз" Магзум Мирзагалиев встретился на этой неделе с президентом Госнефтекомпании Азербайджана (SOCAR) Ровшаном Наджафом. В ходе встречи в Баку стороны обсудили вопросы двустороннего сотрудничества, в том числе взаимодействие между компаниями в сфере развития транскаспийской инфраструктуры.
Мирзагалиев также посетил город Батуми в Грузии, где ознакомился с работой Батумского нефтяного терминала и Батумского морского порта.
При успешном сотрудничестве Казахстана, Азербайджана и Грузии стороны могли бы обеспечь поставки казахстанской нефти на рынки ЕС посредством железнодорожной инфраструктуры и портов в Баку и Батуми, с дальнейшим перевозками по Черному морю в Румынию.
Таким образом, Транскаспийский маршрут мог бы стать важным коридором поставок нефти и нефтепродуктов из Каспийского региона на рынки Еврозоны.

Достаточно ли развита инфраструктура?

Для того, чтобы наладить поставки казахстанской нефти через территорию Азербайджана необходимо расширить в первую очередь танкерный флот Казахстана и в этом направлении уже планируются работы.
Так, исполняющий обязанности председателя комитета транспорта при Министерстве индустрии и инфраструктурного развития республики КР Касым Тлепов заявил в прошлом месяце, что Казахстан планирует построить собственный паромный флот из 10 судов, а также новый порт на Каспийском море для увеличения экспортного потенциала.
Данный проект, несомненно, довольно затратный и потребует немалых инвестиций, однако если отследить мировую тенденцию по возвращению в энергетике к углеводородным топливам, стоит полагать, что проект окажется рентабельным.
В то же время планируется, что после поставок нефти в Бакинский порт казахстанская нефть могла бы экспортировать на мировые рынки посредством готового экспортного нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД). Проектная мощность БТД составляет 60 млн тонн в год, однако в прошлом году его фактическая загрузка составила всего лишь 26 млн тонн. Учитывая сокращающиеся экспортные показатели азербайджанской нефти, по трубопроводу вполне можно поставлять и нефть из Казахстана.
В любом случае, будь то поставки морским и железнодорожным маршрутом, или экспорт по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан, Азербайджан получил бы доходы как страны-посредника, как от транзита нефти в Бакинском порту, так и от использования БТД.

Иранский и туркменский газ на рынках ЕС – почему бы и нет?

С 1 января текущего года Азербайджан, Иран и Туркменистан перешли к новому формату сотрудничества – своповым поставкам газа. Так, в рамках соглашения Туркменистан поставляет 5-6 млн кубометров газа в сутки в северо-восточные районы Ирана, а Иран поставляет такое же количество газа в Азербайджан на своей северо-западной границе. За шесть месяцев текущего года Азербайджан импортировал около 1,5 млрд кубометров туркменского газа.
Для Азербайджана закупка газа таким образом означает доступ к более дешевому газу, который мог бы быть реализован на внутреннем рынке. Сэкономленные объемы газа страна могла бы экспортировать в направлении ЕС, который находится в поисках дополнительных объемов энергоресурсов.
Для Туркменистана и Ирана обмен газом означает хоть и косвенный, но выход на альтернативные рынки быта. В будущем стороны могли бы расширить объемы своповых поставок – Тегеран ни раз заявлял о возможности увеличить объемы экспорта газа.
Увеличив в дальнейшем импорт туркменского "голубого топлива" из Ирана, Азербайджан мог бы направить на экспорт больше своего газа. Так, если учесть, что свыше 30% добываемого в стране газа идет на внутреннее потребление, обеспечив поставки в страну более дешевого туркменского или иранского топлива, Азербайджан мог бы обеспечить внутреннее потребление за счет импортного газа, а эти самые 30% газа отправить на экспорт в ЕС. Таким образом, Азербайджан обеспечил бы себе более высокие доходы от экспорта газа на фоне роста цен на энергоресурсы в Еврозоне.
Кроме того, в перспективе Азербайджан мог бы стать и газовых хабом региона – Туркменистан и Иран могут поставить газ в республику, а оттуда, по готовой инфраструктуре объем иранского или туркменского газа могли бы экспортироваться в далее в Турцию и ЕС по мощностям Южного газового коридора.
Таким образом, став надежным поставщиком энергоресурсов Баку может помочь соседям вывести свои углеводороды на рынки потребителей, став не только экспортером нефти и газа, но и страной-транзитером, благо инфраструктура для этого уже есть.
Газовая плита, фото из архива - Sputnik Азербайджан, 1920, 17.08.2022
Нефть и газ
Обнародованы запасы товарного газа в Азербайджане
Лента новостей
0