https://az.sputniknews.ru/20220814/dizayn-kod-baku-est-li-on-i-kakim-dolzhen-byt-444984203.html
Дизайн-код Баку: есть ли он и каким должен быть
Дизайн-код Баку: есть ли он и каким должен быть
Sputnik Азербайджан
Среди факторов, негативно отражающихся на внешнем облике городов Азербайджана, являются "рекламные украшения" на памятниках с многолетней историей. 14.08.2022, Sputnik Азербайджан
2022-08-14T16:44+0400
2022-08-14T16:44+0400
2022-08-14T16:46+0400
баку
азербайджан
дизайн
код
ичери шехер
реклама
девичья башня
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e5/06/04/427122805_0:0:3072:1728_1920x0_80_0_0_09be672e86397f13f38411a06bb49db2.jpg
БАКУ, 14 авг — Sputnik. Сегодня ряд ведущих городов мира разрабатывают и внедряют свои дизайн-коды – своды правил и рекомендаций, отражающие комплексный подход к проектированию комфортной, доступной и безопасной городской среды. Проще говоря, это инструкция, которая объясняет, например, как можно размещать и оформлять вывески, фасады, входные группы, рекламные конструкции, киоски, дорожные знаки, уличную мебель, окна, кондиционеры, освещение и пр. Основная задача дизайн-кода состоит в том, чтобы разработать общие правила и рекомендации, тем самым облегчив понимание между всеми, кто влияет на облик населённого пункта: предпринимателями, архитекторами, муниципалитетом, застройщиками. Дизайн-код помогает преобразить городскую среду, определив целостную картину городского пространства.Собственный дизайн-код необходим для каждого города— с учётом его идентичности, местной специфики, культурных и этнических особенностей.Например, во многих европейских городах кафе работают на открытом воздухе, чтобы обеспечить комфортный отдых для населения в жаркие летние месяцы, но при этом не создают препятствий для пешеходов. То есть они функционируют, не занимая тротуары. Таким образом, и жители этих городов и туристы, чувствуют себя комфортно в продуманной городской среде.Дизайн-коды также формируют визуальную эстетику облика города. Важное место при этом отводится вопросам, связанным с наружной рекламой. Регламентируется все, начиная от места ее размещения и содержания, до размеров рекламных носителей. Например, во многих городах мира действует запрет на размещение рекламы на исторических зданиях.Интересно, если бы перед столицей Азербайджана встала задача разработать дизайн-код, с чего следовало бы начать в первую очередь?Корреспондент Sputnik Азербайджан обратилась с этим вопросом к известному архитектору Джахиду Гасанову.Он отметил, что в развитых странах разрабатываются и создаются специальные дизайнерские логотипы, символически отображающие образ города, на которых изображают памятники города, будь то традиционной архитектуры, или в стиле модерн. Эксперт считает, что в разных городах Азербайджана, в том числе и в Баку, необходимо разработать дизайн-коды, а для желающих участвовать в этих проектах должны быть организованы конкурсы.Шаг номер 1Гасанов утверждает, для того, чтобы вести работу в этом направлении, необходимо начинать с наружной рекламы и программы продвижения города."Ни на одной автомобильной дороге, по которой въезжаешь в Баку, нет информационных щитов, связанных с продвижением города. Для этого нужно утвердить специальные форматы дизайна, это имеет большое значение для развития туризма", - сказал он.Архитектор отметил, что в логотипе Баку могут быть отражены как древние исторические памятники, такие как Девичья башня, так и образцы современной архитектуры - Центр Гейдара Алиева, "Пламенные башни", Музей ковра, Международный центр мугама и другие."Эйфелева башня стала логотипом не только Парижа, но и всей Франции. И мы должны создавать логотипы и слоганы для дизайн-кода страны, города", - сказал эксперт.Кроме того, нужно создавать дизайн-коды не только Баку, но и таких городов с древней историей, как Шеки, Нахчыван, Габала, поселок Лагич и другие. Для этого местные сообщества художников и другие соответствующие организации должны проделать определенную работу, предварительно проведя опросы населения.Что портит облик Баку?По мнению специалиста, одним из факторов, негативно влияющих на дизайн-коды городов Азербайджана, является "украшение" рекламой зданий с многолетней историей.Особенно удручает ситуация в центре города - от проспекта Нефтчиляр до Площади фонтанов. Первые этажи исторических зданий изобилуют рекламными вывесками магазинов, ресторанов, кафе, и иных коммерческих объектов. "Эти здания должны быть очищены от них. Во Франции и Англии не разрешается размещать рекламу на домах, имеющих многолетнюю историю", - сказал архитектор.Дизайн-код помог бы сохранить архитектурную ценность исторических зданий Баку и других городов страны, которые пестрят рекламными вывесками на различных носителях.Гасанов считает целесообразным создание специальной комиссии, в состав которой должны войти архитекторы, проектировщики, а также представители Министерства культуры."В кратчайшие сроки должна быть проведена работа по очистке исторических зданий от рекламных щитов", — заявил Гасанов.Он отметил, что если бизнесмены, размещающие рекламу на фасадах исторических зданий, зарабатывают благодаря этому по 5-10 тысяч манатов, то из-за утраты этими домами своего уникального облика, вследствие обилия рекламных носителей, город и страна теряют миллионы из-за снижения туристического потока.По словам эксперта, Государственное рекламное агентство Азербайджана, осуществляющее единое регулирование и контроль в области размещения рекламных носителей, разрешает размещение рекламы на первых этажах исторических зданий и вокруг них."Я считаю, что все рекламные щиты с исторических зданий должны быть сняты, а их облик - восстановлен", - отметил наш собеседник.По его словам, Государственное рекламное агентство зарабатывает на этом, а Минкультуры этот вопрос абсолютно не интересует.Ссылаясь на опыт других стран, эксперт считает, что такие ответственные работы должны выполняться негосударственными компаниями на основании госзаказа."В мире немало архитекторов, у которые есть большие студии-мастерские. Государственные учреждения сотрудничают с ним, выделяют средства для проведения соответствующих исследований. В Азербайджане такое, к сожалению, не практикуется", - сказал Гасанов.Там, где каждый камень история, нет места современностиПо словам специалиста, в таких местах, как заповедник "Ичери Шехер", жители зачастую осуществляют замену окон своих квартир на современные - алюминиевые или пластиковые, а также благоустраивают балконы с использованием тех же материалов. Хотя здесь не допускается использование чего-либо, кроме дерева."Вообще в подобных исторических заповедниках нельзя допускать расширения балконов, изменения их формы, замены деревянных оконных рам на пластиковые. Это недопустимо не только в центре Баку, но и в исторических зданиях на окраинах города. Ремонт фасадов в современном стиле должен быть запрещен", - сказал архитектор.Что можно сделать для популяризации города?Эксперт считает, что размещение QR-кодов на исторических зданиях позволит туристам легко получать подробную информацию о любом интересующем их объекте."QR-коды можно разместить на исторических зданиях в "Ичери Шехер". Это был бы очень полезно. Туристы смогли бы получать интересующую их информацию об этих объектах, а также способствовать популяризации нашей страны, делясь этой информацией и своими впечатлениями с друзьями", - сказал Гасанов.Отметим, что сегодня во многих ведущих и развитых города мира используют дизайн-коды. Например, градостроительный кодекс Зарайска - исторического города в Московской области России, не позволяет строить здесь здания выше одного-двух этажей. Кроме того, ворота и заборы здесь имеют специфическую форму.Современный Баку тоже нуждается в разработке дизайн-кода, который бы способствовал в сохранении красоты, уникальности и самобытности нашего города . То же можно сказать и о других городах Азербайджана. Но, к сожалению, работа в этом направлении сегодня не ведется. В результате этого древние памятники Баку "затерялись" в современных городских джунглях.
ичери шехер
Sputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2022
Нигяр Искандерова
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e5/06/11/427241483_0:0:1441:1440_100x100_80_0_0_4b3b1c29f36cb8c399b0cb2d9e2b8225.jpg
Нигяр Искандерова
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e5/06/11/427241483_0:0:1441:1440_100x100_80_0_0_4b3b1c29f36cb8c399b0cb2d9e2b8225.jpg
Новости
ru_AZ
Sputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e5/06/04/427122805_341:0:3072:2048_1920x0_80_0_0_4a5a10a73eb0eac37aaa1165b4096292.jpgSputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Нигяр Искандерова
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e5/06/11/427241483_0:0:1441:1440_100x100_80_0_0_4b3b1c29f36cb8c399b0cb2d9e2b8225.jpg
баку, азербайджан, дизайн, код, ичери шехер, реклама, девичья башня
баку, азербайджан, дизайн, код, ичери шехер, реклама, девичья башня
БАКУ, 14 авг — Sputnik. Сегодня ряд ведущих городов мира разрабатывают и внедряют свои дизайн-коды – своды правил и рекомендаций, отражающие комплексный подход к проектированию комфортной, доступной и безопасной городской среды. Проще говоря, это инструкция, которая объясняет, например, как можно размещать и оформлять вывески, фасады, входные группы, рекламные конструкции, киоски, дорожные знаки, уличную мебель, окна, кондиционеры, освещение и пр. Основная задача дизайн-кода состоит в том, чтобы разработать общие правила и рекомендации, тем самым облегчив понимание между всеми, кто влияет на облик населённого пункта: предпринимателями, архитекторами, муниципалитетом, застройщиками. Дизайн-код помогает преобразить городскую среду, определив целостную картину городского пространства.
Собственный дизайн-код необходим для каждого города— с учётом его идентичности, местной специфики, культурных и этнических особенностей.
Например, во многих европейских городах кафе работают на открытом воздухе, чтобы обеспечить комфортный отдых для населения в жаркие летние месяцы, но при этом не создают препятствий для пешеходов. То есть они функционируют, не занимая тротуары. Таким образом, и жители этих городов и туристы, чувствуют себя комфортно в продуманной городской среде.
Дизайн-коды также формируют визуальную эстетику облика города. Важное место при этом отводится вопросам, связанным с наружной рекламой. Регламентируется все, начиная от места ее размещения и содержания, до размеров рекламных носителей. Например, во многих городах мира действует запрет на размещение рекламы на исторических зданиях.
Интересно, если бы перед столицей Азербайджана встала задача разработать дизайн-код, с чего следовало бы начать в первую очередь?
Корреспондент Sputnik Азербайджан обратилась с этим вопросом к известному архитектору Джахиду Гасанову.
Он отметил, что в развитых странах разрабатываются и создаются специальные дизайнерские логотипы, символически отображающие образ города, на которых изображают памятники города, будь то традиционной архитектуры, или в стиле модерн. Эксперт считает, что в разных городах Азербайджана, в том числе и в Баку, необходимо разработать дизайн-коды, а для желающих участвовать в этих проектах должны быть организованы конкурсы.
Гасанов утверждает, для того, чтобы вести работу в этом направлении, необходимо начинать с наружной рекламы и программы продвижения города.
"Ни на одной автомобильной дороге, по которой въезжаешь в Баку, нет информационных щитов, связанных с продвижением города. Для этого нужно утвердить специальные форматы дизайна, это имеет большое значение для развития туризма", - сказал он.
Архитектор отметил, что в логотипе Баку могут быть отражены как древние исторические памятники, такие как Девичья башня, так и образцы современной архитектуры - Центр Гейдара Алиева, "Пламенные башни", Музей ковра, Международный центр мугама и другие.
"Эйфелева башня стала логотипом не только Парижа, но и всей Франции. И мы должны создавать логотипы и слоганы для дизайн-кода страны, города", - сказал эксперт.
Кроме того, нужно создавать дизайн-коды не только Баку, но и таких городов с древней историей, как Шеки, Нахчыван, Габала, поселок Лагич и другие. Для этого местные сообщества художников и другие соответствующие организации должны проделать определенную работу, предварительно проведя опросы населения.
По мнению специалиста, одним из факторов, негативно влияющих на дизайн-коды городов Азербайджана, является "украшение" рекламой зданий с многолетней историей.
Особенно удручает ситуация в центре города - от проспекта Нефтчиляр до Площади фонтанов. Первые этажи исторических зданий изобилуют рекламными вывесками магазинов, ресторанов, кафе, и иных коммерческих объектов. "Эти здания должны быть очищены от них. Во Франции и Англии не разрешается размещать рекламу на домах, имеющих многолетнюю историю", - сказал архитектор.
Дизайн-код помог бы сохранить архитектурную ценность исторических зданий Баку и других городов страны, которые пестрят рекламными вывесками на различных носителях.
Гасанов считает целесообразным создание специальной комиссии, в состав которой должны войти архитекторы, проектировщики, а также представители Министерства культуры.
"В кратчайшие сроки должна быть проведена работа по очистке исторических зданий от рекламных щитов", — заявил Гасанов.
Он отметил, что если бизнесмены, размещающие рекламу на фасадах исторических зданий, зарабатывают благодаря этому по 5-10 тысяч манатов, то из-за утраты этими домами своего уникального облика, вследствие обилия рекламных носителей, город и страна теряют миллионы из-за снижения туристического потока.
По словам эксперта, Государственное рекламное агентство Азербайджана, осуществляющее единое регулирование и контроль в области размещения рекламных носителей, разрешает размещение рекламы на первых этажах исторических зданий и вокруг них.
"Я считаю, что все рекламные щиты с исторических зданий должны быть сняты, а их облик - восстановлен", - отметил наш собеседник.
По его словам, Государственное рекламное агентство зарабатывает на этом, а Минкультуры этот вопрос абсолютно не интересует.
Ссылаясь на опыт других стран, эксперт считает, что такие ответственные работы должны выполняться негосударственными компаниями на основании госзаказа.
"В мире немало архитекторов, у которые есть большие студии-мастерские. Государственные учреждения сотрудничают с ним, выделяют средства для проведения соответствующих исследований. В Азербайджане такое, к сожалению, не практикуется", - сказал Гасанов.
Там, где каждый камень история, нет места современности
По словам специалиста, в таких местах, как заповедник "Ичери Шехер", жители зачастую осуществляют замену окон своих квартир на современные - алюминиевые или пластиковые, а также благоустраивают балконы с использованием тех же материалов. Хотя здесь не допускается использование чего-либо, кроме дерева.
"Вообще в подобных исторических заповедниках нельзя допускать расширения балконов, изменения их формы, замены деревянных оконных рам на пластиковые. Это недопустимо не только в центре Баку, но и в исторических зданиях на окраинах города. Ремонт фасадов в современном стиле должен быть запрещен", - сказал архитектор.
Что можно сделать для популяризации города?
Эксперт считает, что размещение QR-кодов на исторических зданиях позволит туристам легко получать подробную информацию о любом интересующем их объекте.
"QR-коды можно разместить на исторических зданиях в "Ичери Шехер". Это был бы очень полезно. Туристы смогли бы получать интересующую их информацию об этих объектах, а также способствовать популяризации нашей страны, делясь этой информацией и своими впечатлениями с друзьями", - сказал Гасанов.
Отметим, что сегодня во многих ведущих и развитых города мира используют дизайн-коды. Например, градостроительный кодекс Зарайска - исторического города в Московской области России, не позволяет строить здесь здания выше одного-двух этажей. Кроме того, ворота и заборы здесь имеют специфическую форму.
Современный Баку тоже нуждается в разработке дизайн-кода, который бы способствовал в сохранении красоты, уникальности и самобытности нашего города . То же можно сказать и о других городах Азербайджана. Но, к сожалению, работа в этом направлении сегодня не ведется. В результате этого древние памятники Баку "затерялись" в современных городских джунглях.