https://az.sputniknews.ru/20220812/postavki-uglya-cherez-azerbaydzhan-es-opyat-rasschityvaet-na-kaspiyskiy-region-444915594.html
Поставки угля через Азербайджан: ЕС опять рассчитывает на Каспийский регион
Поставки угля через Азербайджан: ЕС опять рассчитывает на Каспийский регион
Sputnik Азербайджан
Сегодня ЕС, забыв про "зеленую" повестку и призыв к декарбонизации, перезапускает угольные электростанции и увеличивает импорт угля. Как Азербайджан поможет... 12.08.2022, Sputnik Азербайджан
2022-08-12T10:01+0400
2022-08-12T10:01+0400
2022-09-23T14:04+0400
транскаспийский международный транспортный коридор
казахстан
россия
"зеленая энергетика"
санкции
еврозона
ес
уголь
экономика
азербайджан
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e5/0a/08/434008727_0:0:2909:1637_1920x0_80_0_0_17f425cc7814b0797f8940b1d9b0d748.jpg
БАКУ, 11 авг — Sputnik. С 10 августа вступило в силу решение Евросоюза о полном запрете на импорт российского угля – еще в апреле было анонсировано эмбарго на покупку твердых ископаемых видов топлива из РФ в рамках пятого санкционного пакета.Тем временем, в Еврозоне набирает оборот крупнейший энергетический кризис, вынуждая некогда борцов с загрязнением атмосферы перезапускать угольные шахты и электростанции, которые были закрыты еще десять лет назад. В данной ситуации отказ от российского угля, который составлял по итогам прошлого года около трети потребления Еврозоны, не что иное, как выстрел в ногу.Метание ЕС между газом и углемС начала энергокризиса в ЕС, власти которого бросались громкими заявлениями о сокращении поставок нефти и газа из России, Брюссель рассматривает альтернативные источники поставок "голубого топлива".Обратившись к крупнейшим поставщикам газа ЕС получили одинаковый ответ – увеличить объемы поставок можно в среднесрочной перспективе, но этой зимой Еврозоне не стоит ожидать дополнительных объемов.Поняв неэффективность переговоров с альтернативными поставщиками газа, которые физически не смогут заменить РФ на европейском рынке в ближайшие годы, ЕС начал увеличивать закупки угля. Так, в период с марта по май ЕС закупил на 28% больше угля, чем годом ранее. Такой спрос на уголь поднял его стоимость, и в результате страны ЕС заплатили за импорт угля в почти четыре раза больше денег.По расчетам западных СМИ, в следующем сезоне только Германия будет сжигать не менее 100 тыс. тонн угля, самого "грязного" вида ископаемого, что не сопоставимо с амбициями страны по полному отказу от генерации электроэнергии на угле к 2038 году.Вместе с тем, наряду с Германией, о перезапуске угольных станций приняли решение власти Австрии, Нидерландов, Греции, Польши и Франции.Российский уголь нужен АзииАналитики считают, что отказ от российского угля в ЕС не повлияет на добычу и реализацию этого вида топлива в стране. Так, в случае с частичным отказом от закупки российской нефти, действующим в ЕС, РФ перенаправил своим экспортные объемы "черного золота" на азиатские рынки – покупатели в Индии и Китае с радостью импортировали допобъемы российской нефти.Такая же ситуация сложится и с углем – Индия, которая в прошлом месяце увеличила импорт российского энергетического угля на 10%, в результате чего РФ заняла третье место среди поставщиков угля в страну, заявила о готовности нарастить объемы импорта российского топлива.В то же время, учитывая темпы роста экономики Китая ожидается, что поставки российского угля в страну также будут увеличены. Китай, который является лидером по импорту угля из РФ, может закупить больше российского угля ввиду удобной и налаженной транспортной инфраструктуры, и более доступных цен.В то же время, не исключается, что российский уголь все же продолжит поступать на рынки ЕС через посредников, что, однако, сильно повлияет на цену топлива для потребителей в Еврозоне. Если учесть, что стоимость энергетического угля с конца 2021 года подорожала на 170%, несложно представить, как дорого он обойдется покупателям в ЕС при закупе через посредников.Уголь из Каспия в ЕСНесомненно, Евросоюз будет искать альтернативные источники поставок угля, в том числе из стран Каспийского региона. В частности, Казахстан обладает потенциалом нарастить поставки в направлении Еврозоны. Так, страна в январе-мае 2022 года поставила в Евросоюз 1,5 млн тонн угля, что вдвое больше, чем за весь 2021 год.При этом, большую часть угля Казахстан отправил в ЕС по морю, треть поставок – по железной дороге. В планах страны увеличить экспорт угля, в том числе, при помощи железной дороги – в Казахстане рассматривают проект развития порта Актау на Каспийском море, после чего могут быть расширены поставки топлива в ЕС через Азербайджан и Грузию.Проект кажется тем более реальным, если учесть, что Казахстан намерен расширить мощности Транскаспийского маршрута (ТМТМ/Средний коридор).Для наращивания потенциала ТМТМ предлагается вместе с другими участниками маршрута разработать дорожную карту по синхронному устранению "узких" мест и развитию его возможностей на 2022-2025 годы.В то же время, Азербайджан и Казахстан работают над развитием морских портов. Нур-Султан планирует привлечь инвестиции для развития и увеличения пропускной способности порта Актау. Интерес к инвестированию данного проекта проявил Всемирный банк, который представил правительству Казахстана дорожную карту финансирования проекта развития порта Актау.В Бакинском морском международном торговом порту также планируется реализация ряда проектов по увеличению перевалки всех видов грузов.Вместе с тем, растут и производственные мощности угля в Казахстане – согласно Комитету статистики КР, производство данного вида топлива в стране в январе-мае 2022 года составило 46,9 млн тонн, что на 5,5% превышает показатель аналогичного периода прошлого года.Таким образом, есть все возможности нарастить поставки энергетического угля в Евросоюз из Каспийского региона.Азербайджан, который сегодня на 100% отказался от угля в генерации электроэнергии, может помочь странам ЕС обеспечить энергетическую безопасность и посредством этого самого "не зеленого" вида топливо, к отказу от которого многие годы призывали власти Евросоюза.
казахстан
россия
Sputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2022
Айгюль Тагиева
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e5/02/0f/426229726_632:-1:2679:2047_100x100_80_0_0_bf9f4a66d2062eb596bb6df525ab6306.jpg
Айгюль Тагиева
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e5/02/0f/426229726_632:-1:2679:2047_100x100_80_0_0_bf9f4a66d2062eb596bb6df525ab6306.jpg
Новости
ru_AZ
Sputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e5/0a/08/434008727_241:0:2909:2001_1920x0_80_0_0_bcff323c57ef91be0a5d356110317e03.jpgSputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Айгюль Тагиева
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e5/02/0f/426229726_632:-1:2679:2047_100x100_80_0_0_bf9f4a66d2062eb596bb6df525ab6306.jpg
транскаспийский международный транспортный коридор, казахстан, россия, "зеленая энергетика", санкции, еврозона, ес, уголь, экономика, азербайджан
транскаспийский международный транспортный коридор, казахстан, россия, "зеленая энергетика", санкции, еврозона, ес, уголь, экономика, азербайджан
Поставки угля через Азербайджан: ЕС опять рассчитывает на Каспийский регион
10:01 12.08.2022 (обновлено: 14:04 23.09.2022) Сегодня ЕС, забыв про "зеленую" повестку и призыв к декарбонизации, перезапускает угольные электростанции и увеличивает импорт угля. Как Азербайджан поможет согреть ЕС при помощи самого "грязного" топлива?
БАКУ, 11 авг — Sputnik. С 10 августа вступило в силу решение Евросоюза о полном запрете на импорт российского угля – еще в апреле было анонсировано эмбарго на покупку твердых ископаемых видов топлива из РФ в рамках пятого санкционного пакета.
Тем временем, в Еврозоне набирает оборот крупнейший энергетический кризис, вынуждая некогда борцов с загрязнением атмосферы перезапускать угольные шахты и электростанции, которые были закрыты еще десять лет назад. В данной ситуации отказ от российского угля, который составлял по итогам прошлого года около трети потребления Еврозоны, не что иное, как выстрел в ногу.
Метание ЕС между газом и углем
С начала энергокризиса в ЕС, власти которого бросались громкими заявлениями о сокращении поставок нефти и газа из России, Брюссель рассматривает альтернативные источники поставок "голубого топлива".
Обратившись к крупнейшим поставщикам газа ЕС получили одинаковый ответ – увеличить объемы поставок можно в среднесрочной перспективе, но этой зимой Еврозоне не стоит ожидать дополнительных объемов.
Поняв неэффективность переговоров с альтернативными поставщиками газа, которые физически не смогут заменить РФ на европейском рынке в ближайшие годы, ЕС начал увеличивать закупки угля. Так, в период с марта по май ЕС закупил на 28% больше угля, чем годом ранее. Такой спрос на уголь поднял его стоимость, и в результате страны ЕС заплатили за импорт угля в почти четыре раза больше денег.
По расчетам западных СМИ, в следующем сезоне только Германия будет сжигать не менее 100 тыс. тонн угля, самого "грязного" вида ископаемого, что не сопоставимо с амбициями страны по полному отказу от генерации электроэнергии на угле к 2038 году.
Вместе с тем, наряду с Германией, о перезапуске угольных станций приняли решение власти Австрии, Нидерландов, Греции, Польши и Франции.
Российский уголь нужен Азии
Аналитики считают, что отказ от российского угля в ЕС не повлияет на добычу и реализацию этого вида топлива в стране. Так, в случае с частичным отказом от закупки российской нефти, действующим в ЕС, РФ перенаправил своим экспортные объемы "черного золота" на азиатские рынки – покупатели в Индии и Китае с радостью импортировали допобъемы российской нефти.
Такая же ситуация сложится и с углем – Индия, которая в прошлом месяце увеличила импорт российского энергетического угля на 10%, в результате чего РФ заняла третье место среди поставщиков угля в страну, заявила о готовности нарастить объемы импорта российского топлива.
В то же время, учитывая темпы роста экономики Китая ожидается, что поставки российского угля в страну также будут увеличены. Китай, который является лидером по импорту угля из РФ, может закупить больше российского угля ввиду удобной и налаженной транспортной инфраструктуры, и более доступных цен.
В то же время, не исключается, что российский уголь все же продолжит поступать на рынки ЕС через посредников, что, однако, сильно повлияет на цену топлива для потребителей в Еврозоне. Если учесть, что стоимость энергетического угля с конца 2021 года подорожала на 170%, несложно представить, как дорого он обойдется покупателям в ЕС при закупе через посредников.
Несомненно, Евросоюз будет искать альтернативные источники поставок угля, в том числе из стран Каспийского региона. В частности, Казахстан обладает потенциалом нарастить поставки в направлении Еврозоны. Так, страна в январе-мае 2022 года поставила в Евросоюз 1,5 млн тонн угля, что вдвое больше, чем за весь 2021 год.
При этом, большую часть угля Казахстан отправил в ЕС по морю, треть поставок – по железной дороге. В планах страны увеличить экспорт угля, в том числе, при помощи железной дороги – в Казахстане рассматривают проект развития порта Актау на Каспийском море, после чего могут быть расширены поставки топлива в ЕС через Азербайджан и Грузию.
Проект кажется тем более реальным, если учесть, что Казахстан намерен расширить мощности Транскаспийского маршрута (ТМТМ/Средний коридор).
Для наращивания потенциала ТМТМ предлагается вместе с другими участниками маршрута разработать дорожную карту по синхронному устранению "узких" мест и развитию его возможностей на 2022-2025 годы.
В то же время, Азербайджан и Казахстан работают над развитием морских портов. Нур-Султан планирует привлечь инвестиции для развития и увеличения пропускной способности порта Актау. Интерес к инвестированию данного проекта проявил Всемирный банк, который представил правительству Казахстана дорожную карту финансирования проекта развития порта Актау.
В Бакинском морском международном торговом порту также планируется реализация ряда проектов по увеличению перевалки всех видов грузов.
Вместе с тем, растут и производственные мощности угля в Казахстане – согласно Комитету статистики КР, производство данного вида топлива в стране в январе-мае 2022 года составило 46,9 млн тонн, что на 5,5% превышает показатель аналогичного периода прошлого года.
Таким образом, есть все возможности нарастить поставки энергетического угля в Евросоюз из Каспийского региона.
Азербайджан, который сегодня на 100% отказался от угля в генерации электроэнергии, может помочь странам ЕС обеспечить энергетическую безопасность и посредством этого самого "не зеленого" вида топливо, к отказу от которого многие годы призывали власти Евросоюза.