Устад Мамедли: ашугское искусство – это не "саз трясти на свадьбах"

CC BY-SA 4.0 / Arif Qiyas / Алтай Мамедли
Алтай Мамедли - Sputnik Азербайджан, 1920, 01.08.2022
Подписаться на
Yandex newsTelegram
Ашугское пение - уникальное явление национального фольклора со своей древней историей. Оно объединило многие нематериальные культурные ценности азербайджанского народа.
БАКУ, 1 авг — Sputnik. Саз – старинный азербайджанский музыкальный инструмент. Народный поэт Залимхан Ягуб так говорил о нем: "Мой народ понятен станет через саз. Пусть те, кто пишет мою историю, слушают саз".
Искусство азербайджанских ашугов выдержало суровые испытания истории, сохраняло свою неповторимость во всех ситуациях, было устойчивым к чужеземным влияниям. Даже в течение 70-летнего советского периода в Азербайджане оно не только не утратило свою самобытность, но и развивалось.
О сегодняшних тенденциях в искусстве азербайджанских мастеров саза - устадов - и его истории Sputnik Азербайджан побеседовал со специалистом.
Зампредседателя Союза ашугов Азербайджана, доктор философии по филологии, старший преподаватель Азербайджанского государственного университета культуры и искусств ашуг Алтай Мамедли отметил, что установление советской власти в Азербайджане в начале ХХ века привело к тому, что культурные связи страны с Южным Азербайджаном и Турцией были утрачены, и это не лучшим образом отразилось на развитии ашугского искусства.
"В советское время мы не знали о большинстве ашугских песнопений, потому что не было связи с Южным Азербайджаном и Турцией. В то время мы знали всего 72 ашугских мотива. Только когда границы, наконец, открылись, когда мы стали ездить туда и к нам - приезжать оттуда, лишь тогда азербайджанские ашуги узнали, что мотивов ашугского пения куда больше тех, что были им известны ранее", - сказал Мамедли.
Он отметил, что профессор Магеррам Гасымлы провел обширное исследование по этому вопросу, которое показало, что в ашугском пении насчитывается около 20 лирических напевов: "Например, в Южном Азербайджане есть тебризские, зенджанские, урмийские и гарадагские ашугские напевы. И если эти мотивы переложить на классические, то число напевов возрастает до 200-300".
По словам устада, все эти напевы не возникли сами по себе, у каждого есть свой автор.
"У каждого из тех, кто пришел после ашуга Аббаса Туфарганлы и Хесте Гасыма, есть свои напевы. Часто они носят двойные названия. Так, автором напева "Гусейни" является ашуг Гусейн Шамкирли. А в среде борчалинцев этот напев больше известен как "Дастаны", - рассказал профессор.
По словам преподавателя вуза, у Гусейна Шамкирли есть несколько напевов.
"К примеру, есть такие подзабытые напевы, как "Шамкир гёзяллямяси и "Суммайы". А вот "Дилгами" и "Ашуг Гусейн гёзяллямяси" популярны и сегодня. Кроме того, у Микаила Азафлы есть более 10 напевов. Он был одним из величайших ашугов ХХ века. Некоторые из его напевов, например, "Годжа гартал", известны до сих пор", - отметил Мамедли.
Ашугские песнопения приобретали известность, когда их исполняли на свадьбах и праздниках, продолжил он. Затем их исполняли и слушали с большим уважением и на различных торжествах.
Однако сегодня отношение к этому искусству изменилось, и не в лучшую сторону. По словам Мамедли, искусство ашуга – это не саз трясти на свадьбах.
"Подбрасывание и неумелое "бренчание" на сазе на свадьбах не имеет никакого отношения в ашугскому искусству. Нельзя относиться к этому, как в цирке. К чему на свадьбах "трясти" саз и "бренчать" на этом священном музыкальном инструменте, который достался народу в наследство от Деде Горгуда?", - недоумевает профессор.
По его словам, это просто неуважение к искусству ашуга. Настоящий же мастер должен играть на сазе мастерски, с душой, убежден эксперт.
"Сегодня среди жемчужин нематериального наследия ЮНЕСКО мы видим и ашугское искусство Азербайджана. Это еще раз подтверждает, что оно является одним из старейших образцов культурного наследия страны, признанным на международном уровне", - сказал Мамедли.
Напомним, что саз – это струнный плекторный музыкальный инструмент. Он составляет неотъемлемую часть ашугского творчества, продолжившего традиции великого искусства озанов. Вместе с тем, саз является одним из символов тюркского мира, тюркской духовности.
Синкретическое, т.е. сочетающее в себе инструментальное и вокальное исполнительство, искусство художественного слова, танца (пластики) и актерское мастерство, творчество ашугов, совместно с искусством мугама, составляют самые древние пласты азербайджанской национальной культуры.
Благодаря деятельности Азербайджанского государства, особенно посла доброй воли ЮНЕСКО и ICESCO, первого вице-президента Мехрибан Алиевой в направлении защиты, развития и популяризации этого вида народного фольклора, в 2009 году искусство азербайджанских ашугов было включено в репрезентативный список Нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.
Лента новостей
0