Линия Баку-Ташкент: что даст сотрудничество двум странам

© AFP 2024 / GLYN KIRKГрузовики на трассе, фото из архива
Грузовики на трассе, фото из архива - Sputnik Азербайджан, 1920, 31.07.2022
Подписаться
Азербайджан и Узбекистан обладают высоким потенциалом развития в своих регионах, что роднит два государства, заявил эксперт.
БАКУ, 31 июл — Sputnik. Узбекистан может воспользоваться транзитным потенциалом Азербайджана для обеспечения стабильного транзита своих товаров в европейском направлении, это позволит узбекским производителям нарастить производство, считает политолог Тофиг Аббасов.
Напомним, что в рамках знаменательного визита президента Азербайджана Ильхама Алиева в Узбекистан был подписан ряд важных документов, в том числе Декларация об углублении стратегического партнерства, которую глава государства по итогам переговоров с узбекским коллегой Шавкатом Мирзиеёвым назвал "дорожной картой для совместной деятельности двух стран".
Кроме того, поставлены подписи под восемью документами: меморандум о взаимопонимании в сфере труда и социальной защиты; меморандум о взаимопонимании в сфере связи и информационно-коммуникационных технологий; соглашение о сотрудничестве в области карантина и защиты растений; соглашение о сотрудничестве в области охраны промышленной собственности; соглашение о международном дорожном сообщении; соглашение о военном сотрудничестве; соглашение о сотрудничестве в борьбе с незаконной миграцией и соглашение о промышленном сотрудничестве.
"Прорабатываются десятки новых проектов в добывающей отрасли, нефтехимии, фармацевтике, производстве стройматериалов, готового текстиля, продуктов питания, ювелирных изделий, виноделии", – сообщил Мирзиеёв.
Еще одним стратегическим направлением сотрудничества названо развитие транспортных коммуникаций. Стороны договорились развивать новые коридоры, наращивать мультимодальные перевозки, создавать благоприятные условия для транспортных предприятий. Также лидеры условились активизировать взаимодействие в сфере военно-технической сфере.
Президенты Алиев и Мирзиеёв договорились об организации еще одной встречи в ноябре этого года в Самарканде на полях совместного концерта мугама и макома на стихи Физули и Навои.

Взаимодействие в нефтегазовой сфере

Государственная нефтяная компания Азербайджанская (SOCAR) и "Узбекнефтегаз" договорились о расширении сотрудничества в нефтегазовой сфере, подписав соответствующую "дорожную карту".
В ходе визита тогдашнего врио президента азербайджанской нефтекомпании Ровшана Наджафа в Ташкент стороны обсудили перспективы сотрудничества и совместной реализации проектов в нефтегазовой сфере.
Компании также условились об активизации работы по открытию трейдингового дома в Дубае, что позволит обеим сторонам активнее выходить на новые рынки.
По итогам встречи было принято решение об обмене опытом с SOCAR в области подготовки и реализации крупных проектов по генерации возобновляемых источников энергии на основе государственно-частного партнёрства и проведения соответствующих тендерных торгов.
Кроме этого, сторонами отмечен потенциал для проведения совместных геологоразведочных работ и добычи углеводородов на территории Азербайджана.

Расширение связей в области сельского хозяйства

Сельскохозяйственные ведомства Азербайджана и Узбекистана подписали в Ташкенте "дорожную карту" сотрудничества в сфере агропромышленного комплекса (АПК) на "полях" первого заседания министров сельского хозяйства Организации тюркоязычных государств.
Документ предусматривает обмен опытом между странами в вопросах аграрного страхования, цифровизации АПК, механизма господдержки аграрного сектора, а также деятельность по созданию совместного предприятия в сфере шелководства и реализации ряда других планов.

Воздушный мост между двумя странами

Компания "Азербайджанские авиалинии" (AZAL) с 25 июля увеличила число еженедельных прямых рейсов из Баку в столицу Узбекистана до трех – по понедельникам, средам и субботам.

Трехсторонняя декларация

Азербайджан, Узбекистан и Турция планируют подписать трехстороннюю декларацию. Документ будет представлен участникам встречи глав МИД, Минэкономики и Минтранспорта трех стран, которая пройдет 2 августа в Ташкенте.
Азербайджан на встрече представят глава МИД Джейхун Байрамов, а также министры экономического блока правительства.
Отметим, что в январе-июне товарооборот между Азербайджаном и Узбекистаном составил $83,7 миллионов.

Налаживание сотрудничества отвечает современным реалиям

Политолог Тофиг Аббасов напомнил, что Узбекистан - самая крупная по населению страна Центральной Азии, и в советские годы именно Ташкент был ключевым городом региона, так как в нем был сосредоточен большой научный и технической потенциал, присутствовал широкий культурный пласт.
"Обе страны знают неплохо друг друга – еще с советских времен у нас были хорошие, обнадеживающие культурно-цивилизационные связи, братские отношения. Общность культур, истории, религии – все это до сих пор идет на пользу нашему сотрудничеству", – заявил Аббасов.
Он указал, что как Азербайджан является главной страной региона Южного Кавказа, так и Узбекистан является главной страной региона Центральной Азии.
"У обеих стран высокий потенциал развития, что нас сильно роднит. И Азербайджан, и Узбекистан отходят от сырьевой экономики в сторону интеллектуальной, высокотехнологичной. У нас общие приоритеты и интересы и, самое главное – мы чувствуем плечо друг друга. В сотрудничестве задействован практически весь наш актив социально-экономического комплекса", – пояснил политолог.
По его словам, налаживание сотрудничества между Турцией, Азербайджаном и Узбекистаном отвечает современным экономическим реалиям: "Анкара заинтересована в создании общего рынка".
Разговор не идет о создании военно-политического блока, наоборот, создаются новые экономические механизмы для более эффективного взаимодействия, указал Аббасов, напомнив, что Азербайджан сегодня придает большое значение обеспечению сквозным грузоперевозкам.
"В этом плане грех не воспользоваться возможностью создать единую паутину железнодорожных, автомобильных и морских сообщений и наладить стабильные и бесперебойные грузоперевозки через Срединный коридор (Транскаспийский международный транспортный маршрут), который замыкается на всех тюркских государствах и проходит через Азербайджан и Турцию до самой Европы", – считает эксперт.
По его словам, наличие гарантированного сообщения по суше и по воде – это самая настоящая преференция, которая дает дополнительные экспортные возможности узбекским производителям и позволяет наращивать производство.
Лента новостей
0