Что поможет Азербайджану превратиться в транспортный хаб?

© Pexels Marcin JozwiakГрузовики
Грузовики - Sputnik Азербайджан, 1920, 31.07.2022
Подписаться
Может ли республика добиться удвоения доходов от транзитных грузоперевозок до 2026 года и что нужно для развития транспортного потенциала - в материале Sputnik Азербайджан.
БАКУ, 31 июл — Sputnik. Прокладка транзитных коридоров через страну поможет диверсификации экономики, придаст толчок налаживанию местной кооперации и созданию производственных отраслей и кластеров, заявил экономист Эмин Гарибли.

Стратегия социально-экономического развития Азербайджана

Азербайджан сегодня в условиях сложных геополитических реалий и мирового кризиса ищет пути по стабилизации экономики и ограждения себя от проникающей инфляции.
Но для этого необходимо обновить и перестроить собственную экономическую систему, чтобы не просто выжить в новых условиях, но и добиться определенного устойчивого роста.
Именно с этой целью была разработана "Стратегия социально-экономического развития Азербайджана на 2022-2026 годы", которая недавно была утверждена президентом республики Ильхамом Алиевым.

Увеличение транзитных грузоперевозок

Согласно прогнозам, изложенным в документе, среднегодовой рост агропромышленного сектора составит 4%, а транспорта – 5%.
В Стратегии отмечается, что для достижения данных целей в течение 2022-2026 годов необходимо будет стимулировать развитие агропромышленного комплекса (АПК), секторов промышленности, туризма, а также увеличивать транзитные грузоперевозки.
"К 2027 году доходы Азербайджана от транзитных грузоперевозок увеличатся по сравнению с 227 млн манатов в 2019 году до 450 млн манатов (рост в два раза)", - отмечается в документе.

Транзит вырос на треть

Президент Азербайджана Ильхам Алиев во время встречи с премьером-министром Болгарии Кириллом Петковым заявил, что только за пять месяцев этого года транзит через Азербайджан увеличился более чем на 30%.
"С учетом географического положения, проектов, реализованных нами вместе с соседями для соединения железнодорожных систем Европы и Азербайджана, растущего объема проходящих через Азербайджан грузов есть большой потенциал в области перевозок. Считаем, что это только начало, потому что потенциал здесь есть", – заявил глава азербайджанского государства.

Транспортные коридоры помогут республике превратиться в хаб

Доцент Азербайджанского государственного экономического университета Эмин Гарибли считает, что рост спроса на грузоперевозки через Азербайджан уже сейчас очевиден, однако страны, желающие осуществлять поставки через республику, не всегда обладают необходимой инфраструктурой или условиями для этого.
"Мы знаем, что в условиях нынешней геополитической ситуации грузоперевозки из стран Центральной Азии не могут осуществляться через Россию, поэтому страны региона вынуждены перенаправлять их через Азербайджан. Но для этого, в первую очередь, нужно расширять возможности Бакинского порта", – сказал эксперт.
Вторым условием роста доходов в рамках транзита экономист назвал увеличение торгового флота Азербайджана на Каспии.
"Думаю, что Азербайджан в состоянии добиться удвоения дохода от грузоперевозок. Ему даже по силам многократно нарастить оборот от них", – добавил Гарибли.
По его мнению, шаги в этом направлении положительно скажутся на диверсификации экономики и увеличат занятность населения.
"Кроме этого, напомню, что у нас в Аляте функционирует свободная экономическая зона, где можно размещать различные производственные мощности для обработки сырья", – указал специалист.
В целом, продолжил он, прокладка транзитных коридоров через Азербайджан придаст толчок налаживанию местной кооперации, созданию производственных отраслей и кластеров.
Первым коридором, имеющим перспективу для развития на территории республики, экономист назвал маршрут "Восток-Запад", который объединяет Азию с Европой и проходит через Каспийское море.
"Во-вторых, это коридоры Север-Юг и Юг-Запад, в рамках которых товары будут перевозиться по суше из Персидского залива в Азербайджан, а от нас на север в сторону России, и на запад – по Зангезурском коридору. Процессы в этом направлении уже ускорились. Напомню, что Россия выделила кредит Ирану в размере $1,5 млрд на строительство железной дороги Решт-Астара", – отметил Гарибли.
Он предположил, что все эти коридоры, безусловно, помогут Азербайджану превратиться в транспортный хаб.
"Сегодня республика обладает разветвленной сетью автомобильных дорог, строятся международные аэропорты, порты. Идет прокладка через азербайджанскую территорию фибер-оптических кабелей. Не исключено, что в будущем по дну Каспийского морю к Азербайджану будет проведен газопровод", – резюмировал экономист.
Лента новостей
0