https://az.sputniknews.ru/20220718/porty-kaspiya-smogut-li-oni-prevratit-region-v-transportnyy-khab-444018705.html
Порты Каспия: смогут ли они превратить регион в транспортный хаб
Порты Каспия: смогут ли они превратить регион в транспортный хаб
Sputnik Азербайджан
Страны Каспийской пятерки планируют расширение портовой инфраструктуры и мощностей портов. Смогут ли они справиться с растущим грузопотоком? 18.07.2022, Sputnik Азербайджан
2022-07-18T09:44+0400
2022-07-18T09:44+0400
2022-07-18T09:44+0400
каспий
азербайджан
бакинский международный морской торговый порт
порт
перевозки
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/42307/86/423078688_185:620:2499:1922_1920x0_80_0_0_9197964950b87a4121e12e6e64cd16c9.jpg
БАКУ, 18 июл — Sputnik. Усиление значимости Каспийского региона, как части международных транспортных коридоров, предполагает также и расширение роли морских портов. Нагрузку, которую испытывает регион в части международных перевозок, уже почувствовали на себе и морские порты - за первые пять месяцев 2022 года только в Бакинском морском порту были перевалены 21 046 ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент (TEU): это на 22,1% больше, чем за аналогичный период прошлого года.При этом, несмотря на то, что страны Каспийской пятерки расширяют портовую инфраструктуру и увеличивают пропускную способность портов, логистические возможности Каспия все еще не используются на полную мощность.При возможности грузоперевалки через Каспий в объеме около 135 млн. тонн в год, сегодня используется только 30 млн. тонн портовых мощностей. Фактически, только 20% возможностей морских портов стран Каспийского региона действительно задействованы в международных грузоперевозках.Планы по расширению мощностейСтраны каспийской пятерки вынашивают планы по расширению мощностей морских портов и созданию новых портов на Каспии. Так, Азербайджан планирует увеличить пропускную способность Бакинского международного морского порта – заложена вторая фаза расширения его перевалочных мощностей до 25 млн тонн грузов и 500 тысяч ДФЭ-контейнеров.Кроме того, планируется строительство двух новых терминалов - для перевалки минеральной продукции и зернового терминала. Таким образом, общее число терминалов в Бакинском морском порту увеличится до шести.В России также ведутся работы по расширению портовой инфраструктуры. В трех каспийских портах РФ - Астрахань, Оля и Махачкала, где осадка не превышает 3,6 метра, начался проект по дноуглублению до четырех метров.В то же время, Казахстан планирует построить новый порт на Каспийском море для увеличения экспортного потенциала. Ожидается, что новый грузовой терминал будет построен в Актау - к строительству привлекут международные компании и контейнерные операторы Maersk, MSC и COSCO Shipping.Портовое сотрудничество РФ и АзербайджанаДля привлечение большего грузопотока в регион и увеличения мощностей портов Каспийского моря, Азербайджан и Россия планируют углубить сотрудничество. Посетивший в конце прошлого года Баку губернатор Астраханской области РФ Игорь Бабушкин в ходе визита заявил о том, что область активно занимается развитием морских грузоперевозок, и предложил Азербайджану открыть путь морских перевозок между портами Баку и Астрахани.В рамках этого сотрудничества обсуждаются возможности налаживания судоходной линии между Баку и портами Астрахани для того, чтобы диверсифицировать направления грузопотока и снять излишние нагрузки на автомобильный и железнодорожный транспорт. Об этом заявил Sputnik Азербайджан генеральный директор Астраханской особой экономической зоны (ОЭЗ) "Лотос", управляющей компании Каспийского кластера, Сергей Милушкин.Он отметил, что в порту Оля в конце следующего года будет запущено 8-9 причалов на 3,5 миллиона тонн грузов."У нас есть взаимодействие с Азербайджаном. Мы как раз говорим нашим коллегам из Азербайджана: давайте попробуем в тестовом режиме грузы, чтобы мы могли посчитать тарифы. Поэтому, одновременно с созданием инфраструктуры, мы прорабатываем и все логистические цепочки и предлагаем варианты нашим партнерам", - сказал Милушкин.Возрождение роли Каспия и недостаточная инфраструктураНынешний этап развития мировой транспортно-логистической системы самым серьезным образом затронул Каспийский регион, говорит доктор экономических наук, профессор СПбГУ Станислав Ткаченко.Эксперт считает, что у транспортных перевозок вокруг Каспийского моря есть два измерения, пока слабо пересекающихся между собой.Во-первых, речь идет о торговле пятерки государств, расположенных вокруг Каспия, а также их непосредственных соседей в Центральной Азии и на Кавказе."Будем откровенны – эта торговля растет недостаточно большим темпами. А поскольку мы говорим о развивающихся государствах, достаточно небольших по численности населения и размерам экономики, то и перспективы у торговли между ними достаточно скромные. Важно отметить, что имеющаяся в регионе инфраструктура с трудом обслуживает даже такие скромные объемы перевозки контейнеров, насыпных грузов и т.д.", - подчеркнул Ткаченко.По его словам, на нынешнем этапе приоритетом для прибрежных государств должно стать инвестирование в автодороги и железнодорожные магистрали, портовые комплексы и их оборудование, складские помещения, танкеры, контейнеровозы и другие грузовые корабли.Во-вторых, Каспий способен сыграть заметную роль в глобальной системе перевозки товаров, предоставив потребителям маршрут, альтернативный доставке грузов морским путем через Суэцкий канал или вокруг Африки, а также сухопутным путем по просторам Евразии (как правило, по территории России).Кто заинтересован в развитии потенциала КаспияПо мнению Ткаченко, в этой работе будут участвовать не все государства Каспийского региона, а только часть из них. Больше всех в развитии потенциала транзитной торговли заинтересованы Азербайджан и Казахстан.Три другие страны рассматриваемого региона к инициативам Азербайджана и Казахстана относятся с умеренным оптимизмом. Россия и Иран находятся под жесткими экономическими санкциями, и этот фактор имеет фундаментальное значение для их экономики и безопасности, считает собеседник Sputnik Азербайджан."Расширение объемов транзитных перевозок внерегиональных государств предоставит их оппонентам в Европе и Северной Америке (недружественным государствам) дополнительные рычаги давления на них. Поэтому Москва и Тегеран приветствуют приграничную торговлю, они никак не препятствуют сотрудничеству государств Каспийской пятерки", - добавил эксперт.Экономика же Туркменистана, считает Ткаченко, сегодня одна из самых закрытых в мире, поэтому его руководители с особым подозрением рассматривают любые проекты, предусматривающие увеличение объемов присутствия иностранных капиталов и физического присутствия иностранных компаний в экономике страны.Роль портов для мираПо словам экономиста, на нынешнем этапе экономического развития государств Каспийского региона потенциал их портов относительно невелик. Для того, чтобы произошел качественный скачок в развитии транспортно-логистических сервисов, требуются изменения поистине глобального масштаба. Например, отметил Ткаченко, начало открытой фазы американо-китайского противостояния, в ходе которого для китайских грузов будут закрыты Малаккский пролив и Суэцкий канал.Другие события, которые могут инициировать повышение роли каспийских портов до глобального уровня, связаны с изменениями в Индии и России. На протяжении столетий и вплоть до сегодняшнего дня экономика Индии развивается во многом с опорой на внутренние ресурсы, поэтому роль этой страны в международной торговле относительно невелика, сказал Ткаченко."Но, если Индия решит открыть свой внутренний рынок иностранным товарам, а также постарается занять свое место в международном разделении труда как "мастерская мира", рожденный этими процессами поток товаров приведет к росту спроса на услуги перевозчиков и портов Каспия", - отметил он.Готова ли портовая система Каспия к росту товаропотокаПо мнению российского экономиста Василия Колташова, портовая система Каспия должна будет расшириться при условии отсутствия каких-либо экологических проблем.Экономист отметил, что это будет связано со значительным увеличением товаропотока, который будет идти по железнодорожным, автомобильным и водным путям во все стороны."Так что, Каспий ожидает рост торговли. Но нет уверенности в том, что транспортная система региона достаточно подготовлена", - добавил Колташов.
каспий
Sputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2022
Айгюль Тагиева
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e5/02/0f/426229726_632:-1:2679:2047_100x100_80_0_0_bf9f4a66d2062eb596bb6df525ab6306.jpg
Айгюль Тагиева
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e5/02/0f/426229726_632:-1:2679:2047_100x100_80_0_0_bf9f4a66d2062eb596bb6df525ab6306.jpg
Новости
ru_AZ
Sputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/42307/86/423078688_337:548:2274:2000_1920x0_80_0_0_821b62f6c71d315fe1985f8bd7a0d45d.jpgSputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Айгюль Тагиева
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e5/02/0f/426229726_632:-1:2679:2047_100x100_80_0_0_bf9f4a66d2062eb596bb6df525ab6306.jpg
каспий, инфографика, азербайджан, бакинский международный морской торговый порт, порт, перевозки
каспий, инфографика, азербайджан, бакинский международный морской торговый порт, порт, перевозки
Порты Каспия: смогут ли они превратить регион в транспортный хаб
Страны Каспийской пятерки планируют расширение портовой инфраструктуры и мощностей портов. Смогут ли они справиться с растущим грузопотоком?
БАКУ, 18 июл — Sputnik. Усиление значимости Каспийского региона, как части международных транспортных коридоров, предполагает также и расширение роли морских портов.
Нагрузку, которую испытывает регион в части международных перевозок, уже почувствовали на себе и морские порты - за первые пять месяцев 2022 года только в Бакинском морском порту были перевалены 21 046 ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент (TEU): это на 22,1% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
При этом, несмотря на то, что страны Каспийской пятерки расширяют портовую инфраструктуру и увеличивают пропускную способность портов, логистические возможности Каспия все еще не используются на полную мощность.
При возможности грузоперевалки через Каспий в объеме около 135 млн. тонн в год, сегодня используется только 30 млн. тонн портовых мощностей. Фактически, только 20% возможностей морских портов стран Каспийского региона действительно задействованы в международных грузоперевозках.
Планы по расширению мощностей
Страны каспийской пятерки вынашивают планы по расширению мощностей морских портов и созданию новых портов на Каспии. Так, Азербайджан планирует увеличить пропускную способность Бакинского международного морского порта – заложена вторая фаза расширения его перевалочных мощностей до 25 млн тонн грузов и 500 тысяч ДФЭ-контейнеров.
Кроме того, планируется строительство двух новых терминалов - для перевалки минеральной продукции и зернового терминала. Таким образом, общее число терминалов в Бакинском морском порту увеличится до шести.
В России также ведутся работы по расширению портовой инфраструктуры. В трех каспийских портах РФ - Астрахань, Оля и Махачкала, где осадка не превышает 3,6 метра, начался проект по дноуглублению до четырех метров.
В то же время, Казахстан планирует построить новый порт на Каспийском море для увеличения экспортного потенциала. Ожидается, что новый грузовой терминал будет построен в Актау - к строительству привлекут международные компании и контейнерные операторы Maersk, MSC и COSCO Shipping.
Портовое сотрудничество РФ и Азербайджана
Для привлечение большего грузопотока в регион и увеличения мощностей портов Каспийского моря, Азербайджан и Россия планируют углубить сотрудничество. Посетивший в конце прошлого года Баку губернатор Астраханской области РФ Игорь Бабушкин в ходе визита заявил о том, что область активно занимается развитием морских грузоперевозок, и предложил Азербайджану открыть путь морских перевозок между портами Баку и Астрахани.
В рамках этого сотрудничества обсуждаются возможности налаживания судоходной линии между Баку и портами Астрахани для того, чтобы диверсифицировать направления грузопотока и снять излишние нагрузки на автомобильный и железнодорожный транспорт. Об этом заявил Sputnik Азербайджан генеральный директор Астраханской особой экономической зоны (ОЭЗ) "Лотос", управляющей компании Каспийского кластера, Сергей Милушкин.
Он отметил, что в порту Оля в конце следующего года будет запущено 8-9 причалов на 3,5 миллиона тонн грузов.
"У нас есть взаимодействие с Азербайджаном. Мы как раз говорим нашим коллегам из Азербайджана: давайте попробуем в тестовом режиме грузы, чтобы мы могли посчитать тарифы. Поэтому, одновременно с созданием инфраструктуры, мы прорабатываем и все логистические цепочки и предлагаем варианты нашим партнерам", - сказал Милушкин.
Возрождение роли Каспия и недостаточная инфраструктура
Нынешний этап развития мировой транспортно-логистической системы самым серьезным образом затронул Каспийский регион, говорит доктор экономических наук, профессор СПбГУ Станислав Ткаченко.
"Исторически регион находился на периферии мировых транспортных маршрутов и потоков, и такая ситуация была характерна для всего периода истории после того, как в эпоху арабских завоеваний (особенно начиная с VII столетия) этот путь для движения торговых караванов стал приходить в упадок. Сейчас мы наблюдаем возрождение торговли в этом регионе, как между государствами, расположенными в Центральной Азии и на Кавказе, так и транзитных перевозок, обслуживающих торговлю ключевых игроков международной экономической системы: Китая, Европы, региона Атлантики", - сказал Ткаченко Sputnik Азербайджан.
Эксперт считает, что у транспортных перевозок вокруг Каспийского моря есть два измерения, пока слабо пересекающихся между собой.
Во-первых, речь идет о торговле пятерки государств, расположенных вокруг Каспия, а также их непосредственных соседей в Центральной Азии и на Кавказе.
"Будем откровенны – эта торговля растет недостаточно большим темпами. А поскольку мы говорим о развивающихся государствах, достаточно небольших по численности населения и размерам экономики, то и перспективы у торговли между ними достаточно скромные. Важно отметить, что имеющаяся в регионе инфраструктура с трудом обслуживает даже такие скромные объемы перевозки контейнеров, насыпных грузов и т.д.", - подчеркнул Ткаченко.
По его словам, на нынешнем этапе приоритетом для прибрежных государств должно стать инвестирование в автодороги и железнодорожные магистрали, портовые комплексы и их оборудование, складские помещения, танкеры, контейнеровозы и другие грузовые корабли.
Во-вторых, Каспий способен сыграть заметную роль в глобальной системе перевозки товаров, предоставив потребителям маршрут, альтернативный доставке грузов морским путем через Суэцкий канал или вокруг Африки, а также сухопутным путем по просторам Евразии (как правило, по территории России).
"Здесь пока достижений у прикаспийских государств немного, и основная работа еще впереди. Только после того, как будет решена первая задача (перевозка грузом региональных держав), государствам региона можно будет ставить перед собой более амбициозные задачи", - отметил экономист.
Кто заинтересован в развитии потенциала Каспия
По мнению Ткаченко, в этой работе будут участвовать не все государства Каспийского региона, а только часть из них. Больше всех в развитии потенциала транзитной торговли заинтересованы Азербайджан и Казахстан.
"В этих двух странах построен фундамент рыночной экономики, сформированы экосистемы институтов, заинтересованных в участии в глобальном разделении труда, имеется значительный опыт сотрудничества с зарубежными партнерами. Не случайно, именно из Баку и Нур-Султана чаще всего звучат призывы к сотрудничеству прикаспийских государств в развитии транспортно-логистических комплексов стран региона", - подчеркнул экономист.
Три другие страны рассматриваемого региона к инициативам Азербайджана и Казахстана относятся с умеренным оптимизмом. Россия и Иран находятся под жесткими экономическими санкциями, и этот фактор имеет фундаментальное значение для их экономики и безопасности, считает собеседник Sputnik Азербайджан.
"Расширение объемов транзитных перевозок внерегиональных государств предоставит их оппонентам в Европе и Северной Америке (недружественным государствам) дополнительные рычаги давления на них. Поэтому Москва и Тегеран приветствуют приграничную торговлю, они никак не препятствуют сотрудничеству государств Каспийской пятерки", - добавил эксперт.
Экономика же Туркменистана, считает Ткаченко, сегодня одна из самых закрытых в мире, поэтому его руководители с особым подозрением рассматривают любые проекты, предусматривающие увеличение объемов присутствия иностранных капиталов и физического присутствия иностранных компаний в экономике страны.
По словам экономиста, на нынешнем этапе экономического развития государств Каспийского региона потенциал их портов относительно невелик. Для того, чтобы произошел качественный скачок в развитии транспортно-логистических сервисов, требуются изменения поистине глобального масштаба. Например, отметил Ткаченко, начало открытой фазы американо-китайского противостояния, в ходе которого для китайских грузов будут закрыты Малаккский пролив и Суэцкий канал.
"Тогда Китай будет использовать любые возможности для доставки своих товаров, и порты Каспия будут востребованы совсем в других масштабах", - убежден собеседник Sputnik Азербайджан.
Другие события, которые могут инициировать повышение роли каспийских портов до глобального уровня, связаны с изменениями в Индии и России. На протяжении столетий и вплоть до сегодняшнего дня экономика Индии развивается во многом с опорой на внутренние ресурсы, поэтому роль этой страны в международной торговле относительно невелика, сказал Ткаченко.
"Но, если Индия решит открыть свой внутренний рынок иностранным товарам, а также постарается занять свое место в международном разделении труда как "мастерская мира", рожденный этими процессами поток товаров приведет к росту спроса на услуги перевозчиков и портов Каспия", - отметил он.
Готова ли портовая система Каспия к росту товаропотока
По мнению российского экономиста Василия Колташова, портовая система Каспия должна будет расшириться при условии отсутствия каких-либо экологических проблем.
"Если не будет происходить усыхание Каспийского моря, то есть, если каких-то экологических проблем удастся избежать, то роль судоходства окажется весьма значительной. По крайней мере можно предполагать, что оно в ближайшие 10 лет увеличится на 30-40%", - сказал он в беседе со Sputnik Азербайджан.
Экономист отметил, что это будет связано со значительным увеличением товаропотока, который будет идти по железнодорожным, автомобильным и водным путям во все стороны.
"Так что, Каспий ожидает рост торговли. Но нет уверенности в том, что транспортная система региона достаточно подготовлена", - добавил Колташов.