Азербайджан
Новости Азербайджана: экономика, политика, происшествия, культура и не только - читайте на Sputnik

Как подорожание премиального бензина повлияет на экономику Азербайджана?

© Sputnik / Murad OrujovАвтомобильная заправочная станция в Баку
Автомобильная заправочная станция в Баку - Sputnik Азербайджан, 1920, 13.07.2022
Подписаться на
Yandex newsTelegram
Бензин АИ-95 и АИ-98 составляет всего 9% от общего объема потребления автомобильного топлива в Азербайджане. Как рост цены премиальных марок отразится на потребительских ценах?
БАКУ, 13 июл — Sputnik. В Азербайджане впервые за год повысились цены на автомобильное топливо – марки бензина АИ-95 (Premium) выросли с 1,60 маната за литр до 2,00 манатов, АИ-98 (Super) подорожал с 1,90 манатов до 2,30 манатов за литр.
Как отметил в беседе со Sputnik Азербайджан глава пресс-службы SOCAR Petroleum Узеир Хабиббейли, в настоящее время только 9% потребляемого в стране бензина приходится на АИ-95 и АИ-98.

Почему растет цена на бензин

Резкий рост цен на нефть с прошлого года, а также значительный рост транспортных расходов на фоне инфляции в мире являются одними из самых важных факторов, определяющих изменение цен, заявил Хабиббейли.
Подорожание премиальных марок бензина в Азербайджане связано с тем, что страна полностью зависит от импорта этого вида топлива, отметил экономист Эльданиз Амиров. И рекордные цены на нефть в мире приводят к удорожанию производства нефтепродуктов.
"Кроме того, росту цен способствует и повышение себестоимости производства нефтепродуктов из-за подорожания оборудования для нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). А импорт товара, себестоимость производства которого выросла, также обойдется дороже", - рассказал Амиров Sputnik Азербайджан.
© Photo : Courtesy of Eldaniz AmirovЭкономист Эльданиз Амиров
Экономист Эльданиз Амиров - Sputnik Азербайджан, 1920, 14.07.2022
Экономист Эльданиз Амиров
Средняя стоимость по миру бензина марки АИ-95 составляет $1,47 (2,50 манатов) за литр, рассказал эксперт. Однако сравнение цен в Азербайджане и за рубежом считается некорректным, так как Азербайджана – страна-производитель углеводородов, считает экономист.
"В то же время, мы, будучи производителями нефти, страной, которая предпочитает умные технологии и современные решения в экономике, могли бы еще 7-8 лет назад предпринять меры в сфере нефтепереработки и производства.
Мы могли бы раньше позаботиться о модернизации нефтеперерабатывающих мощностей, чтобы сегодня выпускать бензин марок АИ-95 и АИ-98. Отсутствие этого производства в Азербайджане является главным недостатком отрасли", - отметил Амиров.
В настоящее время ведутся работы по модернизации Бакинского НПЗ имени Гейдара Алиева, и в следующем году ожидается начало производства АИ-95. Но это не положит конец зависимости от импорта бензина премиальных марок, так как НПЗ не сразу сможет удовлетворить потребности страны, считает экономист.
"Я считаю, что даже если возникла необходимость поднять цены, подорожание сразу на 25% - это много. Нужно было делать это постепенно, чтобы смягчить психологическое влияние этого события", - добавил он.

Повлияет ли стоимость бензина на другие отрасли экономики

Рост цен на АИ-95 и АИ-98 не скажется на инфляционных процессах в стране и реальной экономике, так как их использование, в отличие от АИ-92 и дизеля, не так распространено, отмечает Амиров.
"Если подорожают АИ-92 и дизель, тогда можно будет наблюдать негативные последствия для экономики Азербайджана, так как это приведет к росту себестоимости местного производства, повлияет на занятость, ускорит инфляцию", - рассказал собеседник Sputnik Азербайджан.
Поэтому, считает экономист, необходимо удерживать на стабильном уровне цены на эти виды топлива, тем более что этот процесс можно легко регулировать: они производятся в Азербайджане.
"Потребление АИ-95 в стране составляет 8,8% от общего использования топлива, а АИ-98 – 0,2%. Поэтому негативного влияния от нынешнего роста цен на экономику не ожидается", - считает Амиров.
Со своим коллегой согласен экономист Халид Керимли, который считает, что на данный момент рост цен на АИ-95 и АИ-98 будет иметь значение только для тех, кто использует эти марки - их расходы на топливо вырастут на 25%.
"Премиальные марки бензина не используются для пассажироперевозок или в грузоперевозках, поэтому влияния на другие сферы экономики не будет", - сказал эксперт Sputnik Азербайджан.

Потребление будет расти

Несмотря на то, что сегодня на АИ-95 и АИ-98 приходится всего 9% от общего потребления бензина в стране, однако уже в ближайшие годы этот показатель вырастет, так как многие ввозимые в страну автомобили в основном будут работать на более экологически чистых видах топлива - премиальных, отметил экономист.
При этом, говоря о том, что рост цен на бензин по миру связан с рекордными ценами на нефть и удорожанием себестоимости выпуска топлива (не только за счет сырья, но и других расходов в производственной цепи), подорожание нефтепродуктов не достигло возможного максимума, считает Керимли.
"Учитывая то, что сегодняшние нефтецены повлияют на стоимость бензина примерно через полгода, можно сказать, что стабилизация на рынке "черного золота", которую мы сегодня наблюдаем, удержит цены на нефтепродукты стабильными", - рассказал экономист.
В целом, прогнозируется, что стоимость нефти в 2022 году будет колебаться в пределах $105 за баррель. Но котировки на рынке нефти зависят от многих факторов, поэтому делать уверенные прогнозы также сложно, отмечает эксперт. По его словам, ожидается, что в ближайшие месяцы очередного подорожания бензина можно будет избежать.

В ожидании обновленного НПЗ

До запуска процесса модернизации Бакинский нефтеперерабатывающий завод выпускал бензин марки АИ-95. В настоящее время на НПЗ производится только АИ-92.
Модернизация Бакинского НПЗ имени Гейдара Алиева призвана нарастить его перерабатывающие мощности и увеличить производство нефтепродуктов почти в три раза.
Обновление завершится в 2027 году. НПЗ будет выпускать 2 млн тонн автомобильного бензина в год вместо нынешних 1,2 млн тонн, дизельного топлива – 2,9 млн тонн вместо 1,9 млн тонн, реактивного топлива – 1 млн тонн вместо нынешних 600 тыс. тонн, нефтехимической продукции – 390 тыс. тонн вместо нынешних 112 тыс. тонн.
В том числе в производстве автомобильного бензина 60% придется на марку АИ-92, 40% - на марку АИ-95.

В регионе растут цены на автомобильное топливо

Ускоряющаяся мировая инфляция привела и к росту цен на топливо – особенно остро это почувствовали на себе страны-импортеры нефти и нефтепродуктов.
Так, в соседнем Узбекистане цены на самый популярный вид бензина, АИ-80, поднялись на 13% из-за снижения импорта высокооктановых марок топлива и достигли 7-7,7 тысячи сумов ($0,7) за литр.
Стоимость автомобильного топлива поднялась и в Турции. После роста цен на него в марте несколько дней подряд, литр бензина стоит 21,23 лиры ($1,45), а дизеля - 25,17 лиры ($1,72). В декабре прошлого года цены были 11,66 лиры ($0,71) и 11,53 лиры ($0,70) соответственно.
При этом у крупнейшего производителя нефти - России - средняя розничная стоимость бензина в июне уменьшилась на 0,1% по отношению к маю.
"Цены на газовое моторное топливо снизились на 4,4%, бензин автомобильный – на 0,1%. Цены на дизельное топливо практически не изменились", - сообщил Росстат.
Лента новостей
0