Как Бакинский порт усилит транспортно-логистическую роль Азербайджана
© Azerbaijan Railways CJSCГрузовые контейнеры в Бакинском порту
© Azerbaijan Railways CJSC
Подписаться
Выгодное расположение Азербайджана на пересечении важных МТК способствует росту его роли как транзитного хаба.
БАКУ, 21 июн - Sputnik. С начала пандемии коронавируса роль наземных транспортно-логистических коридоров значительно выросла, а затем существенно укрепилась в свете геополитической ситуации. Находясь на пути прохождения маршрутов "Север-Юг" и "Запад-Восток", Азербайджан также стал важным звеном транзитных проектов, в результате чего загруженность Бакинского морского международного порта значительно возросла.
Согласно официальным данным, за первые пять месяцев 2022 года в Бакинском морском порту были перевалены 21 046 ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент (TEU), что на 22,1% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Этот рост наблюдается, несмотря на то, что порт еще не задействован на полную мощность.
По словам секретаря Постоянного секретариата Межправительственной комиссии TRACECA Руфата Байрамова, в прошлом году порт перевалил порядка 5 млн тонн грузов, в то время как его инфраструктура позволяет переваливать до 15 млн тонн.
В то же время, понимая растущую роль Бакинского порта в становлении Азербайджана транспортно-логистическим хабом региона, планируется увеличить его пропускную способность. Так, заложена вторая фаза расширения перевалочных мощностей порта до 25 млн тонн грузов и 500 тысяч ДФЭ-контейнеров.
Маршруты, усиливающие роль Бакинского порта
По мнению экономиста Эльданиза Амирова, маршруты через Азербайджан всегда были наиболее предпочтительными для транзитных грузов между Азией и Европой.
"После освобождения оккупированных территорий, Азербайджан превратился в логистический хаб. Сегодня страна играет роль транспортно-логистического хаба, так как находится на пересечении коридоров "Север-Юг" и "Запад-Восток"", - сказал Амиров Sputnik Азербайджан.
© Photo : Courtesy of Eldaniz AmirovЭкономист Эльданиз Амиров
Экономист Эльданиз Амиров
© Photo : Courtesy of Eldaniz Amirov
Кроме того, после освобождения азербайджанских территорий от оккупации, соседний Иран обратился с инициативой построения маршрута из Персидского залива в Грузию и Европу через территорию Азербайджана. Это является показателем потенциала и перспективных возможностей Зангезурского коридора, убежден эксперт.
"Сегодня задействован на полную мощность и Транскаспийский маршрут. Все эти проекты усиливают роль Бакинского международного морского порта, как важного логистического хаба", - говорит он.
По словам Амирова, после того, как Бакинский порт был сдан в эксплуатацию, статистические данные по грузоперевозкам по нему растут из года в год. В январе-мае 2022 года по порту было перевалено на 22% больше грузов, чем за аналогичный период прошлого года.
Причем выросли не только контейнерные перевозки, но и перевозки по другим типам грузов. Так, перевозки по сухому грузу стали больше на 24%, вагонные перевозки выросли на 19%, перевозки колесной техники - на 16%.
Расширение потенциала грузоперевозок
Амиров убежден - создание Алятской свободной экономической зоны (СЭЗ) - лучшее решение для расширения транзитно-логистического потенциала Бакинского порта. После того, как СЭЗ начнет работу на полную мощность, Бакинский порт перейдет к более расширенной деятельности, считает собеседник Sputnik Азербайджан.
"Сегодня проводятся все необходимые работы для того, чтобы Азербайджан превратился в важный региональный логистический хаб. В перспективе - строительство трех аэропортов на освобожденных территориях Азербайджана, начало эксплуатации Алятской СЭЗ, открытие Зангезурского коридора и параллельно с ним - открытие дороги через Иран, которая соединит Нахчыванскую Автономную Республику с основной частью Азербайджана", - сказал экономист.
Создание формата 3+3 в регионе, который предусматривает сотрудничество Азербайджана, России, Армении, Грузии, Ирана и Турции, также способствует превращению Азербайджана в логистический хаб.
Говоря о роли Бакинского морского порта в становлении Азербайджана транспортным хабом, депутат Милли Меджлиса Вугар Байрамов отметил, что с начала 2022 года наблюдается резкий рост грузоперевозок через территорию страны, в особенности в направлении "Запад-Восток". В частности, резко выросла перевозка ненефтяных товаров через Азербайджан, сказал Байрамов.
"По последней статистике, 90% поступающих в Азербайджан грузов перенаправляются в другие страны в виде транзитных, что означает рост именно транзитных перевозок через Бакинский порт", - сказал депутат.
В то же время, имеется существенный потенциал расширения мощностей Бакинского порта, тем более если учесть, что Азербайджан нацелен на увеличение своей роли, как регионального транспортно-логистического хаба, именно путем расширения порта.
"Для этого, с одной стороны, необходимо развитие инфраструктуры. С другой стороны, важно применение электронных услуг, что позволит увеличить возможности порта", - сказал парламентарий, добавив, что создание Алятской свободной экономической зоны также приведет к увеличению внимания к порту.