Нехватка учителей-предметников, или Как решить "вечную" проблему школ?

© Sputnik / Murad OrujovУчитель, фото из архива
Учитель, фото из архива - Sputnik Азербайджан, 1920, 14.06.2022
Подписаться на
Yandex newsTelegram
Малое количество уроков вынуждает молодых учителей-предметников отказываться от преподавания в небольших населенных пунктах.
БАКУ, 14 июн — Sputnik. Во многих школах Азербайджана, особенно в регионах, наблюдается острая нехватка преподавателей определенных школьных дисциплин.
Эксперт в области образования Кямран Асадов привел интересную статистику: на сегодня только в Баку в начальных классов учатся 6452 человека, при этом количество учителей английского языка в столичных школах составляет 4011 человек, а преподавателей азербайджанского языка и литературы - 3882 человека, чего не скажешь о других предметах, где картина совсем иная.
Ссылаясь на статданные, эксперт сообщил, что в настоящее время в учебном процессе в 4432 средних общеобразовательных школах по стране задействована 151 тысяча учителей.
В целом, "перевес" педагогов по некоторым предметам связан с большим количеством уроков по ним, а также тем, что в предыдущие годы допускались злоупотребления в связи с нехваткой преподавателей по определенным школьным дисциплинам.
"С 2009 года набор учителей в стране ведется в централизованном порядке. Желающие стать учителями средних школ Баку сдавали экзамены, а с 2011 года это правило стало действовать уже по всей стране. Однако до того имели место случаи злоупотребления сложившейся ситуацией, что привело к искусственному увеличению числа преподавателей определенных предметов", - сказал Асадов.
До 2013 года ежегодно сверх потребности в общеобразовательные учебные заведения нанимали 20-30 тысяч учителей. По этой причине преподавателей начальных классов в школах страны слишком много. Такой "переизбыток" приводит к тому, что зарплаты этих педагогов оказывают ниже обычного.
Асадов отметил, что только в прошлом году заявки на вакансию учителя подала 61 тысяча человек, но лишь 9 тысяч из них были приняты на работу.
Также важно количество уроков (часов) по определенному предмету за месяц.
"К примеру, малое количество ежемесячных занятий по таким предметам, как химия и информатика, привело к сокращению учителей в этой области. Не хватает преподавателей математики, физики, химии в классах русского сектора. Представьте, если у учителя начальных классов есть занятий хотя бы по 25 часов в месяц, то у педагогов по названным мной предметам за месяц "набегает" всего около 6-7 часов", - объяснил эксперт.
В среднем в Баку на девять учащихся приходится один учитель. Во многих странах эта цифра иная - один преподаватель на каждые восемь учеников.
В регионах особенно остро ощущается дефицит учителей по некоторым предметам. Иногда на вакансии откликаются молодые специалисты, которые приезжают в регионы и работают там некоторое время.
"Но потом, когда они возвращаются в столицу через год-два, на местах в регионах снова возникает та же проблема – школам снова не хватает учителей-предметников", - сказал Асадов.

Как можно решить проблему?

Раньше в Азербайджане учителей принимали на работу без каких-либо экзаменов и без учета специальности. Это и привело к стихийному распределению педагогов-предметников, утверждает эксперт, который видит решение проблемы в том, чтобы расторгать трудовые договора с учителями, показавшими низкие результаты в преподавании.
Кроме того, учителям необходимо установить стабильную заработную плату, которая бы не зависела от количества часов занятий.
"Независимо от учебных часов, если преподаватели этих предметов будут получать зарплату в размере 300-500 манатов, тогда можно будет решить проблему", - считает Асадов.
Можно ли увеличить количество учебных часов, уменьшив число учеников в классе?
Отвечая на этот вопрос, эксперт отметил, что причина "переполненности" классов, когда в них занимается по 30 и больше человек, связана с нехваткой дополнительных классов в школах.
"Мы всегда говорим, что учеников в классах не должно быть больше 20, а это значит, что школы должны работать в две смены. Однако родители не станут приветствовать такое решение. Дополнительный корпус в школах тоже зачастую невозможно построить. Да и вообще, в любом случае, невозможно предугадать, каким будет поток учащихся в той или иной школе в ближайшие годы", - сказал эксперт, отвечая на вопрос целесообразности строительства дополнительных корпусов школ.
Как показывает многолетний опыт, в некоторых школах, которые раньше были переполнены, сейчас того "оживления" уже не наблюдается.
В первый класс на следующий учебный год принято 160 тысяч детей. Есть школы, где классы пустуют, а есть такие, в которых уже нет свободных мест для приема учащихся, отметил Асадов. В таких востребованных школах можно было бы открывать дополнительные классы, но для этого им не хватает вместимости кабинетов.
Другой эксперт в области образования Эльшан Гафаров согласен с коллегой в том, что в регионах ощущается нехватка учителей.
Особенно, по его словам, это касается преподавателей иностранных языков. Желающих ехать в отдаленные районы, чтобы лишь 5-6 часов в месяц вести уроки физики, химии и информатики, конечно же, нет, сказал он.
Кроме того, что в отличие от Баку, в регионах нет репетиторов, которым за месяц занятий платили бы по 50-80 манатов и выше. По этой причине в районах не хватает учителей по определенным предметам.
По словам Гафарова, выход из ситуации он видит в повышении заработной платы учителей общеобразовательных школ в 2-2,5 раза. Кроме того, может применяться дифференцированная система оплаты труда педагогов. Каждый из них должен получать разную заработную плату в зависимости от успехов в работе.
"Было бы целесообразно после аттестации разделять учителей по определенным категориям и платить им дифференцированную зарплату. Аттестация должна быть проведена как можно быстрее, чтобы непрофессиональные или низкоуровневые преподаватели могли быть заменены профессионалами", - сказал Гафаров.
В заключение отметим, что согласно данным экспертов, в настоящее время в Баку работают 1140 учителей физики, 905 - химии, 885 преподавателей русского языка, 740 - информатики, 59 - французского языка и 53 учителя немецкого языка.
Лента новостей
0