Как в стране предлагают защищать права водителей такси

© Sputnik / Murad OrujovТакси в Баку, фото из архива
Такси в Баку, фото из архива - Sputnik Азербайджан, 1920, 08.06.2022
Подписаться
Водители, став добровольными жертвами эксплуатации труда, пока не смогли добиться защиты своих трудовых прав - а также достойной выручки.
В Азербайджане будут развивать местные компании-агрегаторы в области услуг такси. По замыслу, это должно защитить трудовые права граждан, занятых частным извозом.
Сегодня многие водители такси недовольны своей работой. Причина этому - зарубежные компании-агрегаторы, действующие в Азербайджане. Искусственно занизив цены на проезд, они фактически вытесняют с рынка азербайджанские компании такси, и ставят водителей в зависимое положение.
Теперь те, кто хотят заниматься частным извозом, не могут самостоятельно найти клиентов. А действующие компании, организующие перевозку, предлагают клиентам услуги по ценам, критически низким для водителей.

Пустоты в законах

Компании-агрегаторы искусственно занижают тарифы и при желании поднимают их, считает независимый эксперт в области транспорта Эльмаддин Мурадлы, по словам которого, в азербайджанском законодательстве в данной сфере имеются пустоты.
До сих пор не установлены минимальные и максимальные ставки за услуги такси. Нет также единого тарифа для поездок в час-пик и обычное время. В сфере деятельности такси царит настоящий хаос, отмечает он.
С целью навести порядок в этой области в феврале этого года президент Ильхам Алиев подписал указ "Об усовершенствовании управления в области транспорта на административной территории города Баку". Соответствующим органам исполнительной власти поручено в течении трех месяцев подготовить предложения по новой системе управления столичным общественным транспортом.
Вслед за этим премьер-министр Али Асадов подписал распоряжение, охватившее деятельность транспортных госструктур. В середине мая реформы деятельности городского транспорта анонсировал глава исполнительной власти города Баку Эльдар Азизов, пообещав в ближайшее время ознакомить общественность с новым уставом.
А между тем Мурадлы считает, что прежде чем начинать реформы, нужно определить, кем является водитель такси. И уже на следующем этапе необходимо отрегулировать тарифы на проезд.
Сейчас в Баку на рынке услуг такси насчитывается около 50 тыс. водителей, в том числе нелегальные перевозчики. Это люди, о защите трудовых прав которых сегодня нет и речи.
"От водителей требуют держать транспорт в исправности, чистым, хорошо обращаться с клиентами, самим покупать горючее и запчасти, а взамен ничего не дают. Но они - работники, чьи трудовые права никак не защищены. Реальная картина такова, что водители превратились в эксплуатируемую силу в руках компаний-агрегаторов", - считает эксперт.
Также Мурадлы отметил, что перед началом работы таксисты обязательно должны проходить медицинское освидетельствование здоровья. Ведь среди них могут быть маньяки, лица, склонные к преступности, потребители наркотиков.
Кроме того, ничего не известно о техническом состоянии транспорта: фактически компании берут на работу водителя по телефону. Это скорее сделка, нежели трудоустройство. Стороны договариваются о том, что компания станет поставлять клиентов, а водитель отдавать за это проценты с заработка.

Зеленый свет "своим"

Необходимо создать местные компании-агрегаторы и развивать национальные компании такси, считает Мурадлы. А пришлые компании могут, при желании, подстроиться под азербайджанское законодательство. К примеру, Uber или Bolt в иных странах работают по другим условиям, тогда как в Азербайджане они не считаются с местными условиями.
Раньше в Азербайджане действовало достаточно много компаний такси, однако с приходом на рынок зарубежных агрегаторов последние вытеснили "старожилов" с рынка. Лишь единицы из них продолжают оказывать услуги.
К сожалению, чтобы конкурировать с иностранными компаниями, местным перевозчикам также пришлось снизить стоимость проезда для клиентов.
Порой клиент оплачивает проезд в такси 0,50 маната, это почти как поездка в автобусе, хотя такси считается транспортной услугой более высокого класса, продолжает эксперт, по словам которого, реальная цена поездки в такси компании Bolt стоит не 4-5 манатов, а 7 манатов.
"Они создали условия, при которые водители вынуждены перерабатывать выше нормы, чтобы вечером и принести в семью выручку, и покрыть расходы на горючее, кредиты на покупку авто. При нормальном раскладе водитель мог бы остановиться после 15 поездок в сутки. Но компании вынуждают совершать 25 поездок без перерывов", - возмущен Мурадлы.

Довольные пассажиры против недовольных перевозчиков

Естественно, население только радо дешевизне услуг такси, подключенных к агрегаторам. К примеру, стоимость получасовой поездки от метро Наримана Нариманова до Хырдаланского круга - 4,7 маната. Но водитель узнает об этом лишь в конце маршрута, высаживая клиента.
Часто в "ТикТок" появляются видео водителей, которые рассказывают, сколько проехали за сутки. Один из таких видеоблогеров признался, что за 20 часов "наколесил" 750 километров.
А порой водители решают свои финансовые проблемы иным способом. Проездив несколько часов днем, они сдают транспорт в пользование "напарнику" в ночное время. И так транспорт может работать до полной поломки.
Именно поэтому не так давно курьеры компании Wolt устроили массовую забастовку против низких цен. Правда, как это отразилось на их работе, неизвестно.
Лента новостей
0