Иранский экономист рассказал о перспективах отношений Баку и Тегерана

© Photo : Ministry of Economy (Azerbaijan)Министр экономики Азербайджана Микаил Джаббаров с министром нефти Исламской Республики Иран Джавадом Овджи
Министр экономики Азербайджана Микаил Джаббаров с министром нефти Исламской Республики Иран Джавадом Овджи  - Sputnik Азербайджан, 1920, 07.06.2022
Подписаться на
Yandex newsTelegram
Упрощение транспортного сообщения и наращивание товарооборота являются наиболее важными вопросами в экономическом взаимодействии двух стран, считает иранский эксперт по Кавказу.
БАКУ, 7 июн — Sputnik. За последние годы Иран и Азербайджан сумели нарастить сотрудничество в ряде сфер, в том числе и экономических. Страны связывают не только история или география, но и взаимодействие в различных отраслях экономики.
Одним из примеров сотрудничества можно назвать проект "Север-Юг", который призван вдвое сократить транспортное сообщение между Санкт-Петербургом и индийским портом Мумбаи. Он пролегает через Азербайджан, связывая Иран и Россию.
В условиях антироссийских санкций Москва пытается теснее работать со своими союзниками и партнерами. На этом фоне торговые связи между РФ и ИРИ выходят на первый план, и здесь Баку отводится ключевая роль транзитера, с учетом желания обеих стран нарастить товарооборот.
Наряду с этим, укажем, что в результате сложившейся вокруг Украины ситуации многие страны стали испытывать острый энергодефицит. Это заставило страны, производящие энергоресурсы, и потребляющие их, искать новые маршруты для сделок.
В логику этой тенденции как раз укладывается соглашение между Азербайджаном и Ираном о своп-поставках туркменского газа.
Стоит также отметить, что в пандемию из-за введения ряда ограничений экономическая активность в мире и товарооборот резко снизились. На данном этапе страны пытаются наверстать упущенное и вывести показатели экономических взаимоотношений хотя бы на допандемийный период. Эта проблема не обошла стороной Азербайджан и Иран, которые сегодня работают над ростом того же товарооборота.

Снижение таможенных пошлин позволит нарастить торговлю

Иранский эксперт по Центральной Азии и Кавказу, член международного дискуссионного клуба "Валдай" Вали Каледжи считает, что Азербайджан и Иран связывают особые отношения.
"Азербайджан является одним из важных и влиятельных соседей Ирана: глубокие исторические, культурные, религиозные и этноязыковые связи привели к формированию глубоких и разносторонних отношений между двумя странами", – заявил эксперт.
Баку также является первым торговым партнером Тегерана на Южном Кавказе, так как более 50% иранской торговли приходится именно на Азербайджан. Товарооборот между странами составил $400 млн, однако есть большой потенциал для его роста.
Специалист указал на необходимость взаимного снижения тарифов и таможенных пошлин.
"Тарифы на иранские товары, поставляемые в Азербайджан, высоки, что делает экспорт товаров из Ирана в государства-члены Евразийского экономического союза затруднительным. Тегеран имеет преференциальное торговое соглашение с Союзом, а на данный момент идет процесс подписания соглашения о преференциальной торговле между Азербайджаном и Ираном, что значительно увеличит объем торговли между двумя странами", – напомнил эксперт.
В Азербайджане в настоящее время зарегистрировано более двух тысяч иранских компаний, работающих в различных сферах экономики – торговле, услугах и машиностроении.
При содействии иранской Khodro в индустриальном парке в Нефтчале построен автомобильный завод "Хазар", напомнил эксперт. Страны также тесно сотрудничают в Нахчыване, особенно в сфере транзита и в вопросе газовых своп-операций, совместно строят гидроэлектростанции на реке Араз – "Худаферин" и "Гыз галасы", работают над различными таможенными, банковскими, страховыми и визовыми услугами.
"Все это важные инфраструктурные меры, которые способствуют развитию экономических и торговых отношений между двумя странами", – указал Каледжи.

Сухопутное и авиасообщение

По словам экономиста, между нашими странами только две компании – AZAL и Iran Air – выполняют два рейса в неделю, что незначительно с точки зрения спроса со стороны граждан с обеих сторон, особенно бизнесменов.
"В последние месяцы прошли многочисленные переговоры между официальными лицами Азербайджана и Ирана об открытии сухопутных границ. Это, а также ускорение выдачи виз, увеличит перемещение граждан наших государств, нарастит бизнес-связи, а также укрепит туристический сектор", – указал эксперт.

Совместный банк

Говоря о взаимодействии в финансовой сфере, Каледжи напомнил, что филиал Bank Melli Iran в Баку много лет бездействует из-за санкций США против Ирана.
"Отсутствие аккредитива для иранских бизнесменов и простого и быстрого перевода денег создают множество проблем для обеих сторон. При этом перевод денег осуществляется либо через обменные пункты, либо наличными на пограничных терминалах, особенно, в Астаре", – пояснил он.
В связи с этим экономист считает целесообразным создание совместного азербайджано-иранского банка или использование мощностей "Мир Бизнес" – филиала Нацбанка ИРИ в России.

Транспортные связи

Облегчение транспортного сообщения также может стать приоритетным вопросом для сторон, считает иранский эксперт. В этом плане важную роль смогло бы сыграть ускорение строительства автомобильного моста через реку Астарачай.
"Он соединяет шоссе Баку-Астара с шоссе Астара – Решт – Казвин. Кроме того, с развитием электронного правительства и достижением договоренности по выдаче разрешений, время ожидания грузовиков по обеим сторонам границы должно сократиться", – считает Каледжи.
Наряду с этим важное значение имеет развитие морских путей, в частности, между Бакинским портом и иранскими портами Энзели, Астара, Амирабад, Ноушехр и Бендер-Торкемен.
Экономические связи между двумя странами также играют важное значение с учетом повышенного роста интереса России к Ирану, заметил экономист, указав на резкое увеличение спроса на российском рынке на иранские товары, особенно сельскохозяйственную и продовольственную продукцию.
Обширные санкции Запада привели к усилению внимания России к Ирану, основным транзитным маршрутом между которыми является Азербайджан, отмечает Каледжи: "Поэтому инфраструктура, банковское, таможенное и транспортное хозяйство двух стран должны развиваться в соответствии с новыми условиями".

Участие иранских компаний в восстановительных работах

Учитывая, что Джебраильский, Зангиланский и Физулинский районы граничат с Ираном, компании этой страны могли бы более активно участвовать в процессе восстановления освобожденных азербайджанских земель, считает он.
"В этом плане экспорт технических и инжиниринговых услуг может значительно увеличить объем торговых отношений между двумя странами", – заключил иранский эксперт.
Лента новостей
0