https://az.sputniknews.ru/20220607/iranskiy-ekonomist-rasskazal-o-perspektivakh-otnosheniy-baku-i-tegerana-442632478.html
Иранский экономист рассказал о перспективах отношений Баку и Тегерана
Иранский экономист рассказал о перспективах отношений Баку и Тегерана
Sputnik Азербайджан
Упрощение транспортного сообщения и наращивание товарооборота являются наиболее важными вопросами в экономическом взаимодействии двух стран, считает иранский... 07.06.2022, Sputnik Азербайджан
2022-06-07T20:29+0400
2022-06-07T20:29+0400
2022-09-23T14:03+0400
баку
иран
экономика
сотрудничество
политика
азербайджан
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e6/06/03/442506412_0:156:3087:1892_1920x0_80_0_0_6841209e664f20f886441d66ea337853.jpg
БАКУ, 7 июн — Sputnik. За последние годы Иран и Азербайджан сумели нарастить сотрудничество в ряде сфер, в том числе и экономических. Страны связывают не только история или география, но и взаимодействие в различных отраслях экономики.Одним из примеров сотрудничества можно назвать проект "Север-Юг", который призван вдвое сократить транспортное сообщение между Санкт-Петербургом и индийским портом Мумбаи. Он пролегает через Азербайджан, связывая Иран и Россию.В условиях антироссийских санкций Москва пытается теснее работать со своими союзниками и партнерами. На этом фоне торговые связи между РФ и ИРИ выходят на первый план, и здесь Баку отводится ключевая роль транзитера, с учетом желания обеих стран нарастить товарооборот.Наряду с этим, укажем, что в результате сложившейся вокруг Украины ситуации многие страны стали испытывать острый энергодефицит. Это заставило страны, производящие энергоресурсы, и потребляющие их, искать новые маршруты для сделок.В логику этой тенденции как раз укладывается соглашение между Азербайджаном и Ираном о своп-поставках туркменского газа.Стоит также отметить, что в пандемию из-за введения ряда ограничений экономическая активность в мире и товарооборот резко снизились. На данном этапе страны пытаются наверстать упущенное и вывести показатели экономических взаимоотношений хотя бы на допандемийный период. Эта проблема не обошла стороной Азербайджан и Иран, которые сегодня работают над ростом того же товарооборота.Снижение таможенных пошлин позволит нарастить торговлю Иранский эксперт по Центральной Азии и Кавказу, член международного дискуссионного клуба "Валдай" Вали Каледжи считает, что Азербайджан и Иран связывают особые отношения."Азербайджан является одним из важных и влиятельных соседей Ирана: глубокие исторические, культурные, религиозные и этноязыковые связи привели к формированию глубоких и разносторонних отношений между двумя странами", – заявил эксперт.Баку также является первым торговым партнером Тегерана на Южном Кавказе, так как более 50% иранской торговли приходится именно на Азербайджан. Товарооборот между странами составил $400 млн, однако есть большой потенциал для его роста.Специалист указал на необходимость взаимного снижения тарифов и таможенных пошлин."Тарифы на иранские товары, поставляемые в Азербайджан, высоки, что делает экспорт товаров из Ирана в государства-члены Евразийского экономического союза затруднительным. Тегеран имеет преференциальное торговое соглашение с Союзом, а на данный момент идет процесс подписания соглашения о преференциальной торговле между Азербайджаном и Ираном, что значительно увеличит объем торговли между двумя странами", – напомнил эксперт.В Азербайджане в настоящее время зарегистрировано более двух тысяч иранских компаний, работающих в различных сферах экономики – торговле, услугах и машиностроении.При содействии иранской Khodro в индустриальном парке в Нефтчале построен автомобильный завод "Хазар", напомнил эксперт. Страны также тесно сотрудничают в Нахчыване, особенно в сфере транзита и в вопросе газовых своп-операций, совместно строят гидроэлектростанции на реке Араз – "Худаферин" и "Гыз галасы", работают над различными таможенными, банковскими, страховыми и визовыми услугами."Все это важные инфраструктурные меры, которые способствуют развитию экономических и торговых отношений между двумя странами", – указал Каледжи.Сухопутное и авиасообщениеПо словам экономиста, между нашими странами только две компании – AZAL и Iran Air – выполняют два рейса в неделю, что незначительно с точки зрения спроса со стороны граждан с обеих сторон, особенно бизнесменов."В последние месяцы прошли многочисленные переговоры между официальными лицами Азербайджана и Ирана об открытии сухопутных границ. Это, а также ускорение выдачи виз, увеличит перемещение граждан наших государств, нарастит бизнес-связи, а также укрепит туристический сектор", – указал эксперт.Совместный банкГоворя о взаимодействии в финансовой сфере, Каледжи напомнил, что филиал Bank Melli Iran в Баку много лет бездействует из-за санкций США против Ирана."Отсутствие аккредитива для иранских бизнесменов и простого и быстрого перевода денег создают множество проблем для обеих сторон. При этом перевод денег осуществляется либо через обменные пункты, либо наличными на пограничных терминалах, особенно, в Астаре", – пояснил он.В связи с этим экономист считает целесообразным создание совместного азербайджано-иранского банка или использование мощностей "Мир Бизнес" – филиала Нацбанка ИРИ в России.Транспортные связиОблегчение транспортного сообщения также может стать приоритетным вопросом для сторон, считает иранский эксперт. В этом плане важную роль смогло бы сыграть ускорение строительства автомобильного моста через реку Астарачай."Он соединяет шоссе Баку-Астара с шоссе Астара – Решт – Казвин. Кроме того, с развитием электронного правительства и достижением договоренности по выдаче разрешений, время ожидания грузовиков по обеим сторонам границы должно сократиться", – считает Каледжи.Наряду с этим важное значение имеет развитие морских путей, в частности, между Бакинским портом и иранскими портами Энзели, Астара, Амирабад, Ноушехр и Бендер-Торкемен.Экономические связи между двумя странами также играют важное значение с учетом повышенного роста интереса России к Ирану, заметил экономист, указав на резкое увеличение спроса на российском рынке на иранские товары, особенно сельскохозяйственную и продовольственную продукцию. Обширные санкции Запада привели к усилению внимания России к Ирану, основным транзитным маршрутом между которыми является Азербайджан, отмечает Каледжи: "Поэтому инфраструктура, банковское, таможенное и транспортное хозяйство двух стран должны развиваться в соответствии с новыми условиями".Участие иранских компаний в восстановительных работахУчитывая, что Джебраильский, Зангиланский и Физулинский районы граничат с Ираном, компании этой страны могли бы более активно участвовать в процессе восстановления освобожденных азербайджанских земель, считает он."В этом плане экспорт технических и инжиниринговых услуг может значительно увеличить объем торговых отношений между двумя странами", – заключил иранский эксперт.
иран
Sputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2022
Джафар Агададашев
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e6/02/07/438910630_0:0:354:355_100x100_80_0_0_65d9ad796e98055f7e4a084b33c5f84c.jpg
Джафар Агададашев
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e6/02/07/438910630_0:0:354:355_100x100_80_0_0_65d9ad796e98055f7e4a084b33c5f84c.jpg
Новости
ru_AZ
Sputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e6/06/03/442506412_178:0:2909:2048_1920x0_80_0_0_dbe5bc09bca5d010a73c2d9e9ba641b6.jpgSputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Джафар Агададашев
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e6/02/07/438910630_0:0:354:355_100x100_80_0_0_65d9ad796e98055f7e4a084b33c5f84c.jpg
баку, иран, экономика, сотрудничество, политика, азербайджан
баку, иран, экономика, сотрудничество, политика, азербайджан
Иранский экономист рассказал о перспективах отношений Баку и Тегерана
20:29 07.06.2022 (обновлено: 14:03 23.09.2022) Упрощение транспортного сообщения и наращивание товарооборота являются наиболее важными вопросами в экономическом взаимодействии двух стран, считает иранский эксперт по Кавказу.
БАКУ, 7 июн — Sputnik. За последние годы Иран и Азербайджан сумели нарастить сотрудничество в ряде сфер, в том числе и экономических. Страны связывают не только история или география, но и взаимодействие в различных отраслях экономики.
Одним из примеров сотрудничества можно назвать проект "Север-Юг", который призван вдвое сократить транспортное сообщение между Санкт-Петербургом и индийским портом Мумбаи. Он пролегает через Азербайджан, связывая Иран и Россию.
В условиях антироссийских санкций Москва пытается теснее работать со своими союзниками и партнерами. На этом фоне торговые связи между РФ и ИРИ выходят на первый план, и здесь Баку отводится ключевая роль транзитера, с учетом желания обеих стран нарастить товарооборот.
Наряду с этим, укажем, что в результате сложившейся вокруг Украины ситуации многие страны стали испытывать острый энергодефицит. Это заставило страны, производящие энергоресурсы, и потребляющие их, искать новые маршруты для сделок.
В логику этой тенденции как раз укладывается соглашение между Азербайджаном и Ираном о своп-поставках туркменского газа.
Стоит также отметить, что в пандемию из-за введения ряда ограничений экономическая активность в мире и товарооборот резко снизились. На данном этапе страны пытаются наверстать упущенное и вывести показатели экономических взаимоотношений хотя бы на допандемийный период. Эта проблема не обошла стороной Азербайджан и Иран, которые сегодня работают над ростом того же товарооборота.
Снижение таможенных пошлин позволит нарастить торговлю
Иранский эксперт по Центральной Азии и Кавказу, член международного дискуссионного клуба "Валдай" Вали Каледжи считает, что Азербайджан и Иран связывают особые отношения.
"Азербайджан является одним из важных и влиятельных соседей Ирана: глубокие исторические, культурные, религиозные и этноязыковые связи привели к формированию глубоких и разносторонних отношений между двумя странами", – заявил эксперт.
Баку также является первым торговым партнером Тегерана на Южном Кавказе, так как более 50% иранской торговли приходится именно на Азербайджан. Товарооборот между странами составил $400 млн, однако есть большой потенциал для его роста.
Специалист указал на необходимость взаимного снижения тарифов и таможенных пошлин.
"Тарифы на иранские товары, поставляемые в Азербайджан, высоки, что делает экспорт товаров из Ирана в государства-члены Евразийского экономического союза затруднительным. Тегеран имеет преференциальное торговое соглашение с Союзом, а на данный момент идет процесс подписания соглашения о преференциальной торговле между Азербайджаном и Ираном, что значительно увеличит объем торговли между двумя странами", – напомнил эксперт.
В Азербайджане в настоящее время зарегистрировано более двух тысяч иранских компаний, работающих в различных сферах экономики – торговле, услугах и машиностроении.
При содействии иранской Khodro в индустриальном парке в Нефтчале построен автомобильный завод "Хазар", напомнил эксперт. Страны также тесно сотрудничают в Нахчыване, особенно в сфере транзита и в вопросе газовых своп-операций, совместно строят гидроэлектростанции на реке Араз – "Худаферин" и "Гыз галасы", работают над различными таможенными, банковскими, страховыми и визовыми услугами.
"Все это важные инфраструктурные меры, которые способствуют развитию экономических и торговых отношений между двумя странами", – указал Каледжи.
Сухопутное и авиасообщение
По словам экономиста, между нашими странами только две компании – AZAL и Iran Air – выполняют два рейса в неделю, что незначительно с точки зрения спроса со стороны граждан с обеих сторон, особенно бизнесменов.
"В последние месяцы прошли многочисленные переговоры между официальными лицами Азербайджана и Ирана об открытии сухопутных границ. Это, а также ускорение выдачи виз, увеличит перемещение граждан наших государств, нарастит бизнес-связи, а также укрепит туристический сектор", – указал эксперт.
Говоря о взаимодействии в финансовой сфере, Каледжи напомнил, что филиал Bank Melli Iran в Баку много лет бездействует из-за санкций США против Ирана.
"Отсутствие аккредитива для иранских бизнесменов и простого и быстрого перевода денег создают множество проблем для обеих сторон. При этом перевод денег осуществляется либо через обменные пункты, либо наличными на пограничных терминалах, особенно, в Астаре", – пояснил он.
В связи с этим экономист считает целесообразным создание совместного азербайджано-иранского банка или использование мощностей "Мир Бизнес" – филиала Нацбанка ИРИ в России.
Облегчение транспортного сообщения также может стать приоритетным вопросом для сторон, считает иранский эксперт. В этом плане важную роль смогло бы сыграть ускорение строительства автомобильного моста через реку Астарачай.
"Он соединяет шоссе Баку-Астара с шоссе Астара – Решт – Казвин. Кроме того, с развитием электронного правительства и достижением договоренности по выдаче разрешений, время ожидания грузовиков по обеим сторонам границы должно сократиться", – считает Каледжи.
Наряду с этим важное значение имеет развитие морских путей, в частности, между Бакинским портом и иранскими портами Энзели, Астара, Амирабад, Ноушехр и Бендер-Торкемен.
Экономические связи между двумя странами также играют важное значение с учетом повышенного роста интереса России к Ирану, заметил экономист, указав на резкое увеличение спроса на российском рынке на иранские товары, особенно сельскохозяйственную и продовольственную продукцию.
Обширные санкции Запада привели к усилению внимания России к Ирану, основным транзитным маршрутом между которыми является Азербайджан, отмечает Каледжи: "Поэтому инфраструктура, банковское, таможенное и транспортное хозяйство двух стран должны развиваться в соответствии с новыми условиями".
Участие иранских компаний в восстановительных работах
Учитывая, что Джебраильский, Зангиланский и Физулинский районы граничат с Ираном, компании этой страны могли бы более активно участвовать в процессе восстановления освобожденных азербайджанских земель, считает он.
"В этом плане экспорт технических и инжиниринговых услуг может значительно увеличить объем торговых отношений между двумя странами", – заключил иранский эксперт.