Может ли Азербайджан удовлетворять свои потребности в бензине?

© Sputnik / Aleksey Sazonov / Перейти в фотобанкПистолет автозаправочной станции, фото из архива
Пистолет автозаправочной станции, фото из архива - Sputnik Азербайджан, 1920, 18.05.2022
Подписаться
Азербайджанцы увеличили затраты на покупку автомобильного бензина и топлива на 11,1%.
Одним из наиболее актуальных вопросов для среднестатистического азербайджанца среди прочего остается стоимость бензина, которая за последний год значительно выросла. Последний раз цены на бензин марок АИ-95 (premium) и АИ-98 (super) выросли в Азербайджане в сентябре прошло года - до 1,6 маната и 1,9 маната соответственно, и это было третье подорожание за год.
На минувшей неделе вновь появились разговоры о том, что стоимость автомобильного топлива в стране может вырасти. Хотя представители SOCAR Petroleum и опровергли эти слухи, беспокойства в обществе от этого меньше не стало, тем более учитывая то, что многие импортируемые в страну товары уже подорожали.
Тут стоит отметить, что производимый ранее в Азербайджане бензин марки АИ-92 теперь также импортируется из других стран. Это связано с продолжающейся модернизацией Бакинского нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) имени Гейдара Алиева, из-за которой производство данного вида топлива на предприятии значительно сократилось.
Согласно данным Госкомстата, Азербайджан в I квартале 2022 года импортировал 50,442 тыс. тонн бензина марки АИ-92, что более чем в 10 раз больше показателя аналогичного периода 2021 года. При этом, 85,3% всего импорта бензина АИ-92 на сумму $45,348 млн осуществлено из России.
Вместе с тем выросли и затраты населения на закупку бензина. Азербайджанские потребители в январе-апреле 2022 года приобрели автомобильного бензина и дизельного топлива на общую сумму 817,7 млн манатов, что по сравнению с показателем аналогичного периода 2021 года больше на 11,1%.

Может ли подорожать бензин?

Профессор Азербайджанского государственного экономического университета (UNEC), доктор экономических наук Эльшад Мамедов считает, что повышение цен на бензин в Азербайджане - нежелательный сценарий с точки зрения ценовой политики страны.
"Данное решение - прерогатива Тарифного совета, и трудно предсказать, каким оно будет. На решение о повышении цен на бензин влияет целый ряд факторов. Но, по моему мнению, целесообразно все же заморозить рост тарифов на услуги естественных монополий - хотя бы на три года", - сказал Мамедов в беседе со Sputnik Азербайджан.
Эксперт убежден, что это необходимо для эффективной борьбы с инфляцией и формирования благоприятного инвестиционного климата. Заморозка роста цен также соответствует реализуемой в стране социальной политике, указал Мамедов.

Азербайджан мог бы экспортировать свой бензин

По мнению эксперта, учитывая возможности Азербайджана в нефтедобыче, а также его инвестиционный потенциал, страна могла бы покрывать внутреннюю потребность и даже поставлять бензин на мировые рынки.
"Разговоры о выходе азербайджанских НПЗ на какие-то целевые показатели развития становятся перманентными. Учитывая объемы нефтедобычи, которая идет на экспорт в форме сырья, а также инвестиционные возможности, страна могла бы и обеспечивать внутренний рынок, и получать значительную экспортную выручку от поставок на внешние рынки", - говорит экономист.
Кроме того, отметил Мамедов, наличие большого объема золотовалютных резервов, которые фактически являются гарантом для импорта в страну технологий, также позволило бы азербайджанским НПЗ выйти на экспортные параметры.
Экспорт из Азербайджана обработанной продукции, в том числе нефтехимической, может поспособствовать выходу на внешний рынок с более высокой добавленной стоимостью, заключил экономист.
Лента новостей
0