Перевозка грузов в западном направлении упростится - эксперты

Подписаться на
Yandex newsTelegram
Азербайджан и Казахстан могут нарастить поставки товаров на внешние рынки за счет транспортного коридора, который свяжет регионы Южного Кавказа и Центральной Азии.
БАКУ, 12 мая — Sputnik. Транскаспийский международный транспортный коридор (ТМТМ) поможет Азербайджану и Казахстану выйти на новые рынки сбыта и стать важными точками транзита товаров между Западом и Востоком, считают эксперты.

Роль Транскаспийского маршрута возросла

Роль ТМТМ в связи с меняющейся геополитической обстановкой значительно возросла, заявил президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев.
"Мы начали диверсифицировать маршруты экспорта нефти в Китай и Европу, в том числе с использованием турецких транспортных коридоров. Начались работы по увеличению пропускной способности нефтепроводов и модернизации морских портов Актау и Курык", – сообщил Токаев, выступая на казахстанско-турецком бизнес-форуме в Анкаре.
По его словам, после присоединения морского порта Курык к Транскаспийскому коридору время перевозки грузов из Хоргоса в Стамбул сократилось в 5 раз: груз раньше шел 60 дней, теперь – 13 суток.
Накануне с официальным визитом в Турцию прибыл президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев.
В ходе переговоров Реджепа Тайипа Эрдогана и Касым-Жомарта Токаева в расширенном формате подчеркивалось, что интеграция существующих и перспективных инфраструктурных проектов с железнодорожной линией Баку-Тбилиси-Карс даст возможность выстроить логистическую цепочку из Китая через Каспийское море в Турцию и страны Южной Европы.
По итогам переговоров стороны подписали соглашение о комбинированных грузоперевозках.
Транскаспийский маршрут был создан в 2014 году с участием предприятий в сфере морских и железнодорожных перевозок Азербайджана, Казахстана и Грузии.
Маршрут протяженностью 11 тыс. км призван поставлять товары с китайско-казахстанской границы до Европы через Казахстан, Каспийское море, Азербайджан и Грузию.
Минимальная пропускная способность в самых узких местах коридора составляет 4,5-5 млн тонн в год. Максимальная пропускная способность может достигать 27 млн тонн в год.

Актуальность ТМТМ для Казахстана

Казахстанский эксперт Талгат Калиев считает, что актуальность в целом транспортных коридоров сегодня крайне возрастает с учетом изменения геополитических ситуации и последствий антироссийских санкций.
"Для Казахстана это крайне острый вопрос, поскольку сейчас нам необходимы новые транспортные маршруты, в том числе и в Европу. Транскаспийский маршрут позволит облегчить поставки казахстанских товаров в западном направлении", – подчеркнул он.
По его словам, с учетом массового обрушения логистических цепочек в мире существует необходимость в выстраивании.
"Для Центральной Азии это фактически диверсификация маршрутов, формирование новых каналов, в том числе и культурных, поскольку всегда помимо торговых отношений, происходит некий культурный обмен и адаптация ценностей. Я думаю, что с точки зрения в целом внутреннего содержательно обогащения Центральной Азии, повышения человеческого капитала, повышения кругозора, роста благосостояния формирование новых транспортных коридоров, в том числе Транскаспийского, крайне актуально и популярно", – указал Калиев.
Он предположил, что этот маршрут позволит не только повысить товарный обмен между регионами Центральной Азии и Южного Кавказа, но и позволит существенно нарастить товарооборот между Казахстаном и Азербайджаном, в частности.
"От развития этого коридора выиграют все участники", – резюмировал специалист.
ТМТМ позволит наладить бесперебойную поставку товаров в западном направлении
Национальный секретарь Азербайджана в межправительственной комиссии TРACEКA Руфат Байрамов подчеркнул, что сам проект ТМТМ является сугубо коммерческим, в рамках которой перевозчики, работающие на этом маршруте, регулируют тарифы, вопросы определенных объемов, приоритетности перевозки тех или иных грузов.
"Целью проекта является максимальное упрощение прохождения грузов по маршруту, реализация согласованных операций по перевозке грузов по маршруту, определение сквозных тарифов и налаживание бесперебойного сообщения по этому маршруту. В этом ее основная выгода и польза как для Азербайджана, так и для стран Центральноазиатского региона. Проект позволит наладить прямые контакты между операторами и согласовать маршруты, тарифы и прочих операционные вопросы", – пояснил Байрамов.
Он предположил, что в перспективе проект может принять другие формы.
"В этом контексте нужно упомянуть то, что месяц назад между четырьмя странами – Турцией, Азербайджаном, Грузией и Казахстаном – было согласована возможность создания единого транспортного оператора. Возможно, этот оператор будет создаваться на базе той инфраструктуры, которая уже создана в рамках Ассоциации ТМТМ, возможно, это будет новая форма сотрудничества. Мы видим то, что процесс прогрессирует по коридору, вполне возможно, что мы увидим иные формы развития данного сотрудничества", – пояснил национальный секретарь.
Лента новостей
0