Возвращенный в Баку карабахский ковер показали в уникальном формате – фото

© Sputnik / Kemale AliyevaПроект "Тайна одного ковра: новый подход к музейным объектам"
Проект Тайна одного ковра: новый подход к музейным объектам - Sputnik Азербайджан, 1920, 29.03.2022
Подписаться
Тимур Амирханов создал видеоинсталляцию известного ковра, которая сопровождалась композицией "Мугам+".
БАКУ, 29 мар — Sputnik. Уникальный проект "Тайна одного ковра: новый подход к музейным объектам" впервые представлен в Азербайджанском национальном музее ковра. В рамках проекта зрителям продемонстрировали знаменитый карабахский ковер XVIII века в необычном формате.
Это один из шести проектов, которые входят в авторскую образовательную программу "Культурные горизонты" всемирно известного арт-менеджера и выдающегося искусствоведа Джахангира Селимханова. Он предназначен для деятелей культуры и искусства.
© Sputnik / Kemale AliyevaПроект "Тайна одного ковра: новый подход к музейным объектам"
Проект Тайна одного ковра: новый подход к музейным объектам - Sputnik Азербайджан, 1920, 29.03.2022
Проект "Тайна одного ковра: новый подход к музейным объектам"
Проект финансируется Международным фондом помощи культурным и образовательным организациям министерства иностранных дел Германии (International Relief Fund2021), Институтом Гёте и другими партнерами.
Данный проект, по словам куратора Кенуль Рафиевой, представляет собой образец применение инновационных методов презентации в музейном пространстве. Такой формат применяется во многих знаменитых музеях для презентации своих коллекций. В Азербайджане подобный метод – новый. Он стал популярен в последние несколько лет.

"Этот формат оживляет музейную коллекцию, к которой люди уже привыкли. Музей - это не только место для сохранения экспонатов, но также пространство, где люди приобщаются к истории, искусству, науке. Благодаря современным технологиям, мы имеем возможность представлять многие экспонаты в цифровом формате", - сказала Рафиева.

В ходе работы над видеоинсталляцией карабахского ковра, анализируя его, специалисты заметили, что в нем есть асимметрия. Это, по мнению Рафиевой, является доказательством того, что новые технологии позволяют по-новому взглянуть на мир коврового искусства.
Она также отметила, что, к сожалению, в Азербайджане не так уж много специалистов, работающих в данном формате.
© Sputnik / Kemale AliyevaПроект "Тайна одного ковра: новый подход к музейным объектам"
Проект Тайна одного ковра: новый подход к музейным объектам - Sputnik Азербайджан, 1920, 29.03.2022
Проект "Тайна одного ковра: новый подход к музейным объектам"
Джахангир Селимханов в свою очередь отметил, что во время пандемии два месяца проводил в онлайн-формате курсы, где дискутировал и работал над новыми проектами с его участниками. В итоге было отобрано шесть самых лучших проектов.

"Я счастлив, что мы смогли реализовать один из них - "Тайна одного ковра: новый подход к музейным объектам". Мы остановили свой выбор на Музее ковра, и рады, что директор Ширин Меликова с удовольствием нас поддержала. Я считаю, что такого рода проекты привлекут интерес молодежи к старинным экспонатам", - сказал Селимханов.

Искусствовед семь лет жил в Европе и входил в состав членов жюри международного престижного конкурса EMYA – European Museum of the Year Award ("Европейский музей года"). Он оценивал музеи, участвовавшие в проекте, среди них были и Музей Красного Креста и Красного Полумесяца (Швейцария), Музей Первого Президента России Бориса Ельцина (Россия), Музей мореходства (Нидерланды) и другие.
Селимханов считает, что каждый музей, помимо высокого качества своих коллекций, основательной исследовательской работы, консервации и реставрации объектов, должен все больше задумываться над тем, чтобы привлекать людей, как постоянно развивающийся центр культуры.
© Sputnik / Kemale AliyevaПроект "Тайна одного ковра: новый подход к музейным объектам"
Проект Тайна одного ковра: новый подход к музейным объектам - Sputnik Азербайджан, 1920, 29.03.2022
Проект "Тайна одного ковра: новый подход к музейным объектам"
Директор музея, доктор философии по искусствоведению, заслуженный работник культуры Азербайджана Ширин Меликова призналась, что ей очень понравилась идея Кенуль Рафиевой в визуальном формате представить посетителям ковер. Она сама остановила свой выбор на уникальном карабахском дворцовом ковре XVIII века, существующем в едином экземпляре. Этот редкий экспонат подарил музею азербайджанский меценат, выкупивший его у итальянского коллекционера, к которому ковер перешел от армянского коллеги.

"Этот ковер хранился в частной коллекции за рубежом. Азербайджанский коллекционер выкупил его у итальянского коллекционера. Ему же он достался от армянина, который выдавал редкий экспонат за армянский ковер. Коллекционер был в шоке, когда узнал, что это на самом деле карабахский ковер", - рассказала Меликова.

Ковер был доставлен в Баку в 2020 году, когда началась Отечественная война, но лишь спустя год был представлен общественности в Музее ковра.
Видеоинсталляция была создана художником-оформителем Тимуром Амирхановым. Она сопровождалась композицией "Мугам+" из нового альбома vİBrant продюсера электронной музыки и тариста Ибрагима Бабаева.
Лента новостей
0