Актер, стоявший у истоков национального театра и кино: памяти Агасадыха Герайбейли

© Photo : AzerbaijanfilmАгасадых Герайбейли
Агасадых Герайбейли - Sputnik Азербайджан, 1920, 15.03.2022
Подписаться
Его можно заслуженно назвать одним из титанов азербайджанского театра. Его игрой наслаждалась армия поклонников, а его филигранные актерские работы по достоинству оценивал сам Узеир Гаджибейли.
История азербайджанского театра и кино богата выдающимися личностями, которые своим беззаветным служением искусству, ниспосланным им свыше громадным талантом и неуемным трудолюбием внесли неоценимый вклад в дело развития и процветания отечественной сцены и кинематографа.
В число таких ярких личностей по праву входит Народный артист Азербайджана, корифей азербайджанской сцены и экрана Агасадых Герайбейли, которому сегодня исполнилось бы 125 лет.
Будущий великий актер родился в 1897 году в Шамахы, но после сокрушительного землетрясения, обрушившегося на этот город, семья Герайбейли переехала в Баку. Переезд семьи совпал с тем историческим временем, когда древний город на берегу Каспийского моря бурно развивался и стал одним из признанных центров Российской империи.
Благодаря неисчислимым залежам нефти Баку манил к себе многих деловых людей со всего мира. Большое количество известных компаний открывали здесь свои представительства, в Баку неуклонными темпами развивалась промышленность.
Естественно, что и культурная жизнь в этом разрастающемся городе не могла стоять на месте. Баку посещали прославленные театральные труппы со всех концов России, однако, все большую популярность обретали театральные объединения, созданные местными энтузиастами.
Отечественный театр при меценатской поддержке местных миллионеров все больше развивался и укреплял свое положение. Благодаря этому возникла азербайджанская актерская школа, разные ее направления, которые возглавляли величайшие чародеи театра - Джахангир Зейналов и Гусейнбала Араблинский.
Родители Агасадыха Герайбейли, будучи прогрессивными людьми своего времени, считали, что их отпрыск должен получить достойное образование. Любопытно, что учась в одном из учебных заведений Баку, Агасадых "грыз гранит науки" вкупе с будущим величайшим азербайджанским драматургом Джафаром Джаббарлы.
Дядя Агасадыха был дружен с Гусейнбала Араблинским. Более того, они были соседями, и репетиции труппы нередко проходили в доме Герайбейли. Вот в такой атмосфере рос юный Агасадых, и не мудрено, что подростка с самых ранних лет тянуло на сцену.
Очень мало было азербайджанских актеров, продолжавших творить во второй половине ХХ века, тех, кто мог бы похвастаться игрой на одной сцене с легендарным Араблинским. А вот Агасадых Герайбейли дебютировал на сцене в 1917 году, и партнером его был великий мастер сцены.
Правда, дебютировал Агасадых в роли... женщины. В те времена роли дам на азербайджанской сцене исполняли мужчины. И вот когда постоянный исполнитель этой женской роли в спектакле заболел, на сцену в срочном порядке вывели Агасадыха, который потом за свою игру удостоился похвалы своего великого партнера.
С того времени Герайбейли активно включается в театральную жизнь. Он являлся одним из активных участников театрального кружка "Ниджат", созданного в 1917 году режиссером и актером Мирмахмудом Кязимовским, а вскоре и сам основал труппу "Сафа".
Герайбейли с товарищами был настолько убедителен, что труппу хвалил и помогал ей материально великий азербайджанец, известный меценат Гаджи Зейналабдин Тагиев.
Начиная с 1933 года Агасадых Герайбейли начинает работать в Азербайджанском драматическом театре, которому преданно служил до последних дней своей жизни. Его заслуженно можно назвать одним из титанов азербайджанского театра, который сделал несравненно много для его развития. Его игрой наслаждались многочисленные поклонники театра, а его филигранные актерские работы по достоинству оценивал сам великий Узеир бек Гаджибейли.
Герайбейли был блистателен на сцене. Представители старшего поколения моей семьи были заядлыми театралами, и вполне естественно, что и меня с самого детства приобщали к этому искусству. С начала шестидесятых годов прошлого столетия я был преданным и постоянным поклонником спектаклей, поставленных на сцене Аздрамы. Это были те времена, когда актерская труппа театра была просто потрясающей, и одно из ведущих мест в ней по праву занимал Агасадых Герайбейли.
Актерский диапазон у этого актера был очень широк. Он прекрасно справлялся с драматическими ролями, был превосходен в комедийных спектаклях.
Отмечу, что Герайбейли стоял у истоков не только национального азербайджанского театра, но и кино. Он начал сниматься, когда художественный кинематограф только начинал развиваться в Азербайджане.
Во времена "немого кинематографа" Герайбейли в 1924 году снялся в роли советника хана в фильме "Легенда о Девичьей башне", играл Сафар бека в "Гаджи Гара".
В 1929 году он, по приглашению своего друга Джафара Джаббарлы, снялся в роли Балаша в одноименной экранизации пьесы драматурга "Севиль", где его партнершей была первая женщина-азербайджанка, снявшаяся в кино - Иззет Оруджева, в будущем ставшая известным химиком, академиком Академии наук Азербайджана.
После этих фильмов у Герайбейли был перерыв в кинематографе длиною в более 25 лет. В следующий раз он снялся в кино только в 1955 году в фильме "Бахтияр". Он сыграл в этом музыкальном фильме, где блистал Рашид Бейбутов, заведующего клубом Алибалу - прохвоста, который возомнил себя импрессарио Бахтияра.
Герайбейли в этой роли был просто восхитителен! Несмотря на то, что в фильме играла общепризнанная звезда советской эстрады - Рашид Бейбутов, Герайбейли так сочно создал образ Алибалы. Можно сказать, что в этой картине режиссера Лятифа Сафарова солировали два артиста - Бейбутов и Герайбейли.
И, наконец, филигранное исполнение Агасадыхом Герайбейли роли Рустам бека в шедевре великого азербайджанского режиссера Гуссейна Сеидзаде "Не та, так эта", снятом по произведению гениального Узеир бека Гаджибейли "Мешади Ибад".
Он сыграл эту роль так, что просто невозможно представить себе другого Рустам бека. Актером было учтено все - он сумел передать всю драму в сущности одинокого человека, который связан господствующими в те времена нравами. Он желает богатой жизни для своей дочери, выдав её за состоятельного торговца, и вместе с этим решает свои финансовые проблемы. Но Герайбейли неописуемо тонко и точно показывает нам порядочность Рустам бека, который поняв, что ошибается, принимает сторону молодых, несмотря на все проблемы, которые у него, безусловно, возникли бы в будущем. Потрясающая актерская работа!
Великий азербайджанский режиссер, Народный артист СССР Адиль Искандеров считал, что если бы Герайбейли сыграл за свою жизнь только одну роль - Рустам бека, то этого было бы достаточно, чтобы имя актера было вписано в историю азербайджанского киноискусства золотыми буквами.
Агасадых Герайбейли был не только великим актером, но и человеком с большим сердцем и характером. Он прожил долгую и очень насыщенную различными драматическими событиями жизнь, часто встречался с несправедливостями, но, тем не менее, всегда отличался отзывчивым отношением к людям.
Он был очень прост в общении и пользовался громадной любовью среди народа. Актер считал, что счастье в том, чтобы не утерять молодость души, чтобы роли, исполненные им, не забывались, чтобы помнили ученики, дети, внуки, зрители. Он был несомненно счастлив, ибо всего этого великий актер добился.
Агасадых Герайбейли ушел из жизни в 1988 году. Ему шел 91 год. Великий актер, корифей азербайджанской сцены прожил ярчайшую, долгую и славную жизнь, отдав её целиком служению искусству.
Лента новостей
0