"Москва слезам не верит": "до" и "после" Веры Алентовой
© Sputnik / Vladimir Pesnya
/ Подписаться
Она как никто другой подходила для роли Кати Тихомировой. Она была очень убедительна в образе "понаехавшей", сумев четко передать, вкупе с провинциальностью, глубокую человеческую порядочность и затаившуюся до необходимой поры силу воли и характер.
За всю историю участия советских фильмов в номинации "Лучший иностранный фильм" американской академии кинематографических искусств и наук, "Оскар" брали всего четыре картины.
Первым фильмом, заслуженно удостоившимся этой авторитетной и признанной во всем мире кинопремии, в 1968 году прошлого столетия стала гениальная экранизация великим Сергеем Бондарчуком бессмертного романа Толстого "Война и мир".
Вторым обладателем престижнейшей американской премии в СССР стала советско-японская картина "Дерсу Узала", снятая величайшим мастером кинорежиссуры Акирой Куросавой. Этот фильм о приключениях путешественника и исследователя Владимира Арсеньева и о его дружбе с таёжным охотником Дерсу Узала, имел большой успех и получил "Оскар" в 1976 году.
Четвертым советским обладателем "Оскара" в 1995 году стал фильм неповторимого Никиты Михалкова "Утомленные солнцем".
Ну а третьей советской кинолентой, завоевавшей заветную статуэтку на 14 лет раньше "Утомленных солнцем", была картина уроженца Баку Владимира Меньшова "Москва слезам не верит".
Этот великолепно поставленный Меньшовым фильм был удостоен "Оскара" в 1981 году и был высоко отмечен американскими киноакадемиками. И не только ими: об этой картине очень лестно отзывался один из великих президентов за всю историю США - Рональд Рейган.
В СССР "Москва слезам не верит" была встречена критиками весьма холодно, но зрители полюбили картину.
Отмечу, что по результатам годового проката, "Москва слезам не верит" занимает второе место среди всех советских фильмов. Уступает эта лента только первому советскому кинобоевику Бориса Дурова "Пираты ХХ века".
Картина Владимира Меньшова стала одной из самых любимых лент советского времени, и до сих пор при частых показах на различных телеканалах смотрится с неослабевающим интересом на всем постсоветском пространстве.
Безусловно, что такому грандиозному успеху этот фильм обязан не только блистательной режиссуре Владимира Меньшова, но и прекрасной работе актеров, занятых в картине: Алексея Баталова, Ирины Муравьевой, Раисы Рязановой, Олега Табакова, Лии Ахеджаковой, Владимира Басова, Бориса Сморчкова, Александра Фатюшина, Евгения Ханаева, Юрия Васильева, Натальи Вавиловой. Все они изумительно точно передали образы своих героев на экране. Но все же основное внимание зрителей было сфокусировано на образе главной героини фильма Катерины Тихомировой. Образе, который с блеском воплотила на экране талантливая актриса Вера Алентова, отмечающая сегодня 80-летний юбилей.
Вера Алентова родилась 21 февраля 1942 года в Котласе, что в Архангельской области, в актерской семье Валентина Быкова и Ирины Алентовой. После смерти отца, когда Вере не было еще и 4 лет, девочка вместе с мамой переехала в Украину.
Детство Веры, как и у большинства послевоенного поколения, было довольно тяжелым. Мама много работала, Вера ходила в садик, потом - в школу, и подолгу оставалась одна с самого раннего детства.
Они вместе с мамой часто меняли место жительства: пошла в школу в Украине, продолжила учебу в Узбекистане, и наконец закончила свое среднее образование в Алтае.
Мама хотела, чтобы дочь получила медицинское образование, и Вера подала документы в Барнаульский медицинский институт. Но тяга к актерству толкнуло ее на смелый шаг: втайне от матери, она решилась показать свои актерские данные по месту работы родительницы - в Барнаульском драматическом театре.
Способности девочки были замечены и ее приняли во вспомогательный состав труппы театра.
© Sputnik / РИА Новости / Перейти в фотобанкЮрий Васильев и Вера Алентова в фильме "Москва слезам не верит"
Юрий Васильев и Вера Алентова в фильме "Москва слезам не верит"
© Sputnik / РИА Новости
/ Но Ирина Алентова была категорически против этого. И дело даже не в том, что Вера её ослушалась, а в том, что Алентова-старшая терпеть не могла любительщины на сцене. Но поняв, что дочь грезит театром, мать ей предложила компромиссный вариант: Вера должна была направиться в Москву и поступить в один из театральных вузов. Ирина обоснованно посчитала, что если дочь поступит, то, значит, у неё имеется талант, а если нет, то пускай найдет себе другую специальность.
Проработав годик чернорабочей на барнаульском меланжевом комбинате, Вера летом 1961 года отправилась в Москву доказывать матери своё актерское дарование. Алентова поступила в Школу-студию имени Немировича-Данченко при МХАТе. После этого Ирине Алентовой ничего не оставалось, как смириться с тем, что её дочь станет актрисой.
Актриса театра и кино Вера Алентова
© Sputnik / Valery Plotnikov
/ Вера успешно училась и одновременно с этим весьма удачно решала вопрос с личной жизнью. Хотя не все так думали: после того, как она на втором курсе вышла замуж за студента Владимира Меньшова, большинство педагогов недоумевали, ибо считали этого молодого человека совершенно бесперспективным. Однако, последующие годы явственно показали, как сильно они ошибались.
После окончания вуза в 1965 году Алентова поступила на работу в Московский театр имени Пушкина, где работает до сих пор. На его сцене она создала множество незабываемых ролей и пользовалась достаточной известностью среди критиков и зрителей.
Я имел возможность, находясь в Москве в 1984 году, посетить спектакль "Я - женщина" по сценарию Мережко в постановке Морозова. Алентова с мощным эмоциональным накалом играла свою героиню Машу, находящуюся на грани нервного срыва. Блистательная театральная работа Алентовой! Но это было уже после картины "Москва слезам не верит" …
© Sputnik / Владимир Вяткин / Перейти в фотобанкКинорежиссер и актер Владимир Меньшов, телеведущая Юлия Меньшова и актриса театра и кино Вера Алентова
Кинорежиссер и актер Владимир Меньшов, телеведущая Юлия Меньшова и актриса театра и кино Вера Алентова
© Sputnik / Владимир Вяткин
/ Говоря откровенно, своей широкой известностью Вера Алентова все же обязана кино, и в первую очередь, фильмам, снятым её мужем Владимиром Меньшовым.
После окончания вуза Меньшов уехал в Ставрополь, но проработав там год, вернулся в столицу. Дело в том, что в Ставрополе он пробовал себя в качестве постановщика, а вернулся в Москву в надежде поступить во ВГИК - в мастерскую гениального Михаила Ромма. Мастеру Меньшов приглянулся до такой степени, что он взял его сразу на второй курс.
Вера работала в театре, Меньшов учился. Молодые люди не имели квартиры и жили врозь. Было даже время, когда они расстались. Алентова жила в общежитии театра вместе с родившейся в 1969 году дочерью Юлей - будущей известной актрисой и телеведущей Юлией Меньшовов. Меньшов же жил в общежитии ВГИК. Однако расставание только подтвердило их сильные чувства, и они вновь соединили свои жизни.
Дебютировала в кино Алентова в фильме "Дни лётные", но эту работу актрисы, как и, впрочем, сам фильм, мало кто заметил.
Кинематограф не баловал Алентову, и следующее предложение она получила только через 10 лет. Актриса снялась в восьмисерийной телекартине "Такая коротка долгая жизнь" в главной роли Насти. Роль ей удалась, но фурора не принесла.
И вот наконец наступило время фильма "Москва слезам не верит".
Не раз писалось и говорилось о том, с какими трудностям встретился Меньшов, снимая эту картину. От сценария отказались многие режиссеры, но Меньшов, переделав его, круто взялся за дело.
Многие актеры, которых он приглашал сняться в своем фильме, отказывались, ссылаясь на занятость. Так, Галина Польских отказалась от роли Тоси, за которую сыгравшая её в фильме Раиса Рязанова была удостоена, вместе с Меньшовым, Алентовой, Муравьевой и Баталовым, Государственной премии СССР.
© Sputnik / Галина КмитАктеры Вера Алентова и Валерий Гаркалин на съемках комедии "Ширли-мырли" режиссера Владимира Меньшова
Актеры Вера Алентова и Валерий Гаркалин на съемках комедии "Ширли-мырли" режиссера Владимира Меньшова
© Sputnik / Галина Кмит
От роли матери Рудольфа отказались две народные артистки СССР - Инна Макарова и Клара Лучко, а Евгения Ханаева, создавшая этот образ, сыграла одну из своих самых удачных ролей.
В главной роли Катерины Тихомировой Меньшов не думал снимать свою жену. Основными претендентками на эту роль были Маргарита Терехова и Анастасия Вертинская. Не знаю, чем руководствовался Меньшов, приглашая на роль Кати этих признанных звезд советского кино. Отношусь с громадным уважением к творчеству этих двух невероятно красивых женщин и талантливых актрис, но… Если еще в образе директора фабрики их можно себе представить, но в образе слесаря-наладчицы, застенчивой, со множеством комплексов провинциалки, которую гнобят московская мама с красавчиком-сыном, Терехову с Вертинской вообразить не представляется возможным.
Наверное, провидению было угодно, что после отказа этих актрис, Меньшов предложил главную роль своей жене.
Алентова, как никто другой подходила для этой роли. Она была очень убедительна в образе "понаехавшей", сумев четко передать, вкупе с провинциальностью, глубокую человеческую порядочность и затаившуюся до необходимой поры силу воли и характера.
И во второй части картины, Алентова смогла передать, что несмотря на успешные перемены в её жизни, она внутренне нисколько не изменилась.
Как великолепно она играет свои сцены с Олегом Табаковым и Юрием Васильевым! Ну а её дуэт с бесподобным Алексеем Баталовым просто восхитителен.
Актерскому таланту Веры Алентовой отдали должное: она стала лучшей актрисой года по опросу популярного журнала "Советский экран". Картина была отмечена, кроме "Оскара", еще целым рядом премий, и в этом несомненная заслуга исполнительницы главной роли.
Кадр из фильма "Москва слезам не верит"
© Sputnik / RIA News
/ Меньшов и после приглашал супругу в свои фильмы. В 1995 году, снимая комедию "Ширли-Мырли", он показал зрителям и специалистам, что Алентова хороша не только в ролях социального плана, она еще и прекрасная эксцентрическая актриса.
Алентова сыграла в этом фильме-буффонаде сразу несколько ролей - американку Кэрол Абзац, цыганку Земфиру Алмазову, Люську и негритянку-стюардессу. Актриса на достаточном уровне справилась со своей задачей, но по моему субъективному мнению, комедии, а тем более буффонады, не ее актерская епархия.
А вот в другом фильме Меньшова - в "Зависти богов" в роли Сони, Алентова была изумительно хороша. Она очень убедительно воссоздала на экране любовь Сони к французу Андре, а полные драматизма глаза помогли зрителям вспомнить атмосферу, царящую тогда в стране, где любовные отношения с иностранцем не могли иметь счастливого продолжения.
Хочу отметить работы Алентовой у других режиссеров. В первую очередь это картина выдающегося советского режиссера Юлия Райзмана "Время желаний". Её героиню Светлану Васильевну с Катей Тихомировой роднит только сильный характер. В остальном они полные противоположности.
Актриса прекрасно справилась со своей ролью, а партнером ее в фильме был великий Анатолий Папанов. Актриса за эту роль заслуженно получила Государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых 1986 года.
Невозможно не сказать еще об одной заметной роли Алентовой: в фильме Юрия Кары "Завтра была война" она очень убедительно создала образ стервозной учительницы Валендры.
В единственном фильме Николая Еременко-младшего, как режиссера, Алентова потрясающе сыграла роль красивой внешне, но внутренне крайне несимпатичной Ядвиги.
© Sputnik / Galina Kmit / Перейти в фотобанкАктриса Вера Алентова на съемках фильма Владимира Меньшова "Шырли-мырли"
Актриса Вера Алентова на съемках фильма Владимира Меньшова "Шырли-мырли"
© Sputnik / Galina Kmit
/ Сегодея актриса редко снимается - из ее телеработ можно отметить сериал "Бальзаковский возраст, или Все мужики сво…" и его сиквел, где актриса играет мать главной героини, образ которой создала её дочь Юлия Меньшова.
К сожалению, муж Алентовой - Владимир Меньшов в прошлом году покинул этот мир. Вера Валентиновна крайне редко появляется на экране, но она, вместе со своим покойным мужем, благодаря великому фильму "Москва слезам не верит", навсегда вошла в историю мирового кинематографа.