Как педагоги-мужчины помогут решить проблему бунтующих подростков

© Sputnik / Murad OrujovУчитель в школе, фото из архива
Учитель в школе, фото из архива - Sputnik Азербайджан, 1920, 04.02.2022
Подписаться
Независимый эксперт затронул важную проблему азербайджанского образования - по следам скандального видео с дерзкими школьниками.
БАКУ, 4 фев — Sputnik. Азербайджанским школам не хватает педагогов-мужчин, чтобы побороть всеобщую проблему воспитания мальчиков-подростков. Такое мнение высказал в беседе со Sputnik Азербайджан независимый эксперт в области образования Кямран Асадов.
Наглядным примером отсутствия доминирующей сдерживающей силы в школах стал скандал с видеороликами в сервисе "ТикТок".
Буквально на днях азербайджанский сегмент социальных сетей пестрил серией видеороликов, на которых школьники демонстрировали неуважение к педагогам-женщинам, положив перед ними ноги на парты, танцевали, ударяли по партам и даже в присутствии педагогов ломали мебель.
В обществе практически объясняют подобного рода поступки отсутствием воспитания, преимущественно среди юношей. Поведение последних демонстрировало не только отсутствие уважения к старшим, но также полное отсутствия страха быть наказанными, особенно когда перед ними стоит немолодая учительница.

Мягкое воспитание

По словам Асадова, в последние годы мужчины в Азербайджане практически никак не задействованы в воспитательном процессе детей.
После рождения ребенок все время проводит с матерью, затем его определяют в детский сад, где заведомо воспитатели женщины. Уже на следующем этапе жизни ребенок поступает в школу. Но и тут преимущественным большинством педагогов являются женщины.
В системе образования в 4432 общеобразовательных учебных заведениях трудятся 151 тыс. педагогов, из которых 81% женщин и всего 19% мужчин.

Непривлекательная для мужчин низкая зарплата

Примерно свыше 40% работающих в школах мужчин - старше 50 лет. Низкая зарплата педагога делает эту профессию непривлекательной для мужчин, сказал Асадов.
"Если цитировать Константина Ушинского и Антона Макаренко, очень важно равное участие педагогов обоих полов в воспитательном процессе учащегося. Поэтому мы в обязательном порядке должны привлечь педагогов-мужчин к учебному процессу. Однако настоящая зарплата педагогов не позволяет сделать этого", - считает эксперт.
Он предлагает министерству образования установить минимальную фиксированную ставку для всех школьных педагогов в размере 500 манатов и 12 преподавательских часов. То есть, точно также как военные и врачи в Азербайджане получают стабильную зарплату, педагоги тоже должны перейти на единое жалование.
Параллельно Асадов предлагает освободить педагогов-мужчин от коммунальных выплат, чтобы те смогли содержать семьи на учительскую зарплату. А пока льгот нет и мужчины не заинтересованы в этой профессии, общество продолжает терять мальчиков в качестве полноценной личности.
"Пусть никто не говорит, что подобные вещи в школах происходили и раньше. Непослушание было всегда - сбегали с уроков, прыгали с окон, да, но не на фоне неуважения, когда портретом со стены бьют о голову учительницы. Все это происходит потому, что наши школьники не сталкиваются с сильным характером учителя противоположного пола. Мы однозначно должны привлечь мужчин к образованию", - заявил эксперт.

Начало гендерного дисбаланса

В свою очередь, неправительственная организация Исследовательский центр образовательных услуг выступила с предложением: независимо от набранных баллов при приеме на работу, направлять мужчин-педагогов в школы с наибольшими показателями гендерного дисбаланса среди учителей.
Индивидуальный подход к каждому педагогу-мужчине позволил бы вернуть их на работу в учебные заведения.
В Азербайджане сокращение мужчин-педагогов началось со времен первой Карабахской войны, когда молодое поколение мужчин отправилось защищать территориальную целостность государства.
Следом по материальному положению педагогов ударила инфляция и финансовый кризис. С 1993 года стал наблюдаться сильный отток педагогов из сферы образования в поисках достойного заработка.
Если в 60-х годах прошлого века на территории Азербайджана трудились 70% педагогов мужчин и 30% женщин, то уже с 1985 года баланс нарушился в пользу женщин. К 1991 году в стране насчитывалось 55% педагогов женщин и 45% - мужчин.
Лента новостей
0