Пашка "Пирамидон", Жорж Милославский, Афоня: в память о Леониде Куравлеве
19:16 30.01.2022 (обновлено: 12:49 31.01.2022)
© Sputnik / Ekaterina Chesnokova / Перейти в фотобанкАктер Леонид Куравлев на творческом вечере "Гайдай всегда Гайдай!" к 90-летию режиссера Леонида Гайдая в Доме кино в Москве
© Sputnik / Ekaterina Chesnokova
/ Подписаться
Непревзойденный советский и российский киноактер, скончавшийся сегодня, совсем недавно праздновал свой 85-летний юбилей.
Этот актер, начиная с шестидесятых годов прошлого столетия, являлся одним из самых востребованных советским кинематографом. Притом, в большинстве своем его приглашали исполнять главные роли. Однако, бывали и роли второго плана, с которыми он справлялся настолько блистательно, что надолго оставался в памяти зрителей. Он был признанным мастером комедии в СССР, но снимался и в картинах других киножанров, делая это очень уверенно.
Впервые я увидел его на телеэкране в середине шестидесятых, когда по Центральному каналу передавали шедевр Василия Шукшина "Живет такой парень". Но я тогда был в таком возрасте, что не мог понять всех изысков драматургического материала и постановки великого Шукшина - это все до меня дошло несколько потом.
Но тогда, меня, школьника начальных классов, привлекла колоритная фигура главного героя картины - водителя Пашки Колокольникова, который время от времени добавлял к своей речи, как ему казалось, красивое слово "Пирамидон!", благодаря чему получил одноименное прозвище. Пашка "Пирамидон" в течение всего фильма частенько вызывал смех не только у меня, но и у зрителей, намного превосходящих меня по возрасту.
© SputnikЛеонид Куравлев в роли вора-домушника Жоржа Милославского на съемках фильма "Иван Васильевич меняет профессию" режиссера Леонида Гайдая
Леонид Куравлев в роли вора-домушника Жоржа Милославского на съемках фильма "Иван Васильевич меняет профессию" режиссера Леонида Гайдая
© Sputnik
"Живет такой парень" был первым полнометражным художественным фильмом, который снял Василий Шукшин. Он же, естественно, был автором сценария. Картина произвела в СССР фурор: она стала новым самобытным произведением, в котором Шукшин продемонстрировал всем своё мастерское владение синтезом двух видов искусств - литературы и кинематографа. И, конечно же, в центре этой картины стояла личность Пашки "Пирамидона" - образ, виртуозно созданный на экране Леонидом Куравлевым, великим актером, который скончался сегодня в возрасте 86 лет.
Детские годы Куравлева, который родился в 1936 году в Москве, были очень тяжелыми. Но в те времена такая участь постигла многие семьи: отца потерял очень рано, а в 1941 году мать Куравлева по надуманному обвинению была выслана на север, где Леня провел несколько лет своей жизни.
После возвращения в столицу жизнь начала постепенно налаживаться, но Леня был далеко не прилежным учеником. Особенно ему не давались точные науки.
После окончания школы он, по совету сестры, решил поступать во ВГИК - уж там точно математика с физикой не были нужны. Сделать это ему удалось только в 1955 году, и он стал учиться на курсе у выдающегося педагога Бибикова.
В кино Куравлев начал сниматься еще будучи студентом - отметился неплохими работами в таких картинах, как "Мичман Панин", "Когда деревья были большими", "Третий тайм" и в ряде других фильмов. Но можно сказать, что для кино его все же открыл Василий Шукшин. Сначала режиссер снял Куравлева в своей дипломной работе "Из Лебяжьего сообщают".
© SputnikЛеонид Куравлев в роли Хомы в фильме "Вий", 1967 год. Режиссеры Константин Ершов, Георгий Кропачёв. Киностудия "Мосфильм"
Леонид Куравлев в роли Хомы в фильме "Вий", 1967 год. Режиссеры Константин Ершов, Георгий Кропачёв. Киностудия "Мосфильм"
© Sputnik
И, наконец, в 1964 году талант Куравлева засверкал на экране в образе Пашки Колокольникова в "Живет такой парень". Затем актер снялся в другой картине Шукшина - "Ваш сын и брат", где создал драматический образ Степана Воеводина.
После этих картин Куравлев становится очень востребованным актером, его начинают приглашать в свои кинопроекты ведущие режиссеры страны. Он играет Корнеева во "Время вперед!" Михаила Швейцера, Володю в знаковом фильме эпохи шестидесятых "Старшая сестра" режиссера Георгия Натансона, где его партнерами были Михаил Жаров и Татьяна Доронина, великолепно справляется с ролью Хомы Брута в фильме Константина Ершова "Вий", снятом по произведению Гоголя.
Потом Михаил Швейцер приглашает Куравлева на роль Шуры Балаганова в экранизацию великого произведения Ильфа и Петрова "Золотой теленок". Я смотрел еще несколько экранизаций этого нетленного произведения, но должен сказать, что никто не смог переиграть Леонида Куравлева.
Для миллионов зрителей Шура Балаганов навсегда запечатлелся в памяти в исполнении Леонида Куравлева. И партнеры были под стать: Сергей Юрский - в роли великого комбинатора, Зиновий Герд - в образе Паниковского, Евстигнеев - в роли Корейко. Леонид не оставался в тени этих величайших мастеров, а сумел создать эталонный образ Шуры Балаганова. Эта была феерия, высший пилотаж актерского мастерства!
И после исполнения роли такого почти гротескного персонажа, как Балаганов, актер играет чекиста в фильме "Крах" режиссера Владимира Чеботарева, комиссара Сердюка в картине Александра Митты "Гори, гори, моя звезда" и очень сложную роль Сорокина в проекте режиссеров Краснопольского и Ускова "Неподсуден", где его партнерами выступают Олег Стриженов, Пётр Глебов и Людмила Максакова.
© SputnikНародный артист РСФСР Леонид Куравлев в роли Айсмана в многосерийном телевизионном художественном фильме "Семнадцать мгновений весны" производства киностудии им. Горького
Народный артист РСФСР Леонид Куравлев в роли Айсмана в многосерийном телевизионном художественном фильме "Семнадцать мгновений весны" производства киностудии им. Горького
© Sputnik
Раз за разом Леонид Куравлев на деле доказывает, что он - актер самого широкого диапазона. Вспомним его Робинзона в фильме "Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо", фашистского офицера Айсмана в "Семнадцати мгновениях весны", Леню Шиндина в "Мы, нижеподписавшиеся", Лавра Мироновича в "Последней жертве" и работы в других фильмах.
Все картины с участием Куравлева невозможно обхватить в одной статье, но все же широкую любовь актер снискал у зрителей благодаря участию в комедиях. Он был одним из любимых актеров таких великих комедиографов, как Леонид Гайдай и Георгий Данелия. Жорж Милославский в "Иван Васильевич меняет профессию" Гайдая и Афоня - в одноименном фильме Данелии сделали Куравлева любимцем громадного числа любителей кинематографа. Он не раз снимался в фильмах у этих мастеров комедии и всегда - с очевидным успехом.
Очень серьезно относился Куравлев к ролям второго плана и эпизодам. Вспомним его Копченного в легендарном "Место встречи изменить нельзя" Станислава Говорухина, Зотова в детективе "ТАСС уполномочен заявить", Мишу Дятлова в комедии "Самая обаятельная и привлекательная", фона Борка в приключенческом фильме "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Двадцатый век начинается" и в целом ряде других кинолент…
© Sputnik / Evgeniy BiyatovЛеонид Куравлев на юбилее благотворительного фонда поддержки деятелей искусства "Артист" в Москве
Леонид Куравлев на юбилее благотворительного фонда поддержки деятелей искусства "Артист" в Москве
© Sputnik / Evgeniy Biyatov
А как виртуозно он сыграл в паре с великой Софико Чиаурели в комедийном детективе Аллы Суриковой "Ищите женщину"! И, наконец, нельзя не отметить великолепное исполнение роли помещика Муромского в фильме Алексея Сахарова "Барышня-крестьянка", снятом по мотивам пушкинского произведения. В этой картине Василий Лановой в роли Берестова-старшего и Леонид Куравлев в образе Муромского были просто восхитительны!
В новом веке Леонид Куравлев продолжал активно работать. Однако, конечно же, у него не было больше работ, которые можно было бы поставить вровень с его прежними актерскими удачами, но даже играя полицейских генералов, различных военных и милицейских начальников, Куравлев показывал свой высокий актерский класс.
Несмотря на популярность среди женского пола, Леонид Куравлев был однолюбом. Со своей будущей женой он познакомился на катке, когда ему было шестнадцать, а ей - тринадцать. Они поженились в 1960 году и счастливо прожили 52 года. В 2012 году Нина Васильевна умерла, и после ее ухода из жизни Леонид Вячеславович вел затворнический образ жизни и отказывался от предложений сниматься. Но все, что он успел сделать за свою плодотворнейшую творческую карьеру, с лихвой хватает, чтобы десятки миллионов почитателей его мастерства не забывали своего кумира.
Сегодня непревзойденный актер покинул этот бренной мир на 86-м году жизни... Вечная память!