Адъютант его превосходительства: памяти Евгения Ташкова

© Sputnik / Алексей Даничев / Перейти в фотобанкВо время съемок фильма "Три женщины Достоевского" режиссера Евгения Ташкова (слева на первом плане). В центре - жена режиссера Татьяна Ташкова.
Во время съемок фильма Три женщины Достоевского режиссера Евгения Ташкова (слева на первом плане). В центре - жена режиссера Татьяна Ташкова. - Sputnik Азербайджан, 1920, 18.12.2021
Подписаться
Даже второстепенные персонажи в фильмах именитого советского режиссера, благодаря постановщику, обладали своим четко выраженным характером.
Детективный жанр в мировом кинематографе всегда имел несметное число почитателей. С возникновением телевидения деятели кино, зная, как приключенческий жанр привлекает к себе зрителей, начали снимать фильмы в этом жанре, делая их многосерийными. В то время, когда в Европе и США детективные сериалы пользовались бешеной популярностью, в СССР все еще продолжали снимать детективы в традиционном формате, то есть не больше двух серий. Однако, в шестидесятые и в советском телепространстве в этом вопросе произошли перемены.
Во многом в возникновении детективного сериала в СССР мы обязаны выдающемуся режиссёру Сергею Колосову, который в 1965 году снял первый многосерийный художественный фильм на героико-приключенческую тему "Вызываем огонь на себя". Фильм рассказывал о действиях советского подполья в фашистском окружении. Эта многосерийная картина, где в главной роли блистала супруга режиссера, великая актриса Людмила Касаткина, пользовалась огромной популярностью среди советских зрителей. Начало было положено.
© Sputnik / Галина КмитРежиссер-постановщик Сергей Колосов (справа) беседует с народным артистом СССР Вячеславом Тихоновым (слева) на съемках фильма "Командирока в Бонн"
Режиссер-постановщик Сергей Колосов (справа) беседует с народным артистом СССР Вячеславом Тихоновым (слева) на съемках фильма Командирока в Бонн - Sputnik Азербайджан, 1920, 17.12.2021
Режиссер-постановщик Сергей Колосов (справа) беседует с народным артистом СССР Вячеславом Тихоновым (слева) на съемках фильма "Командирока в Бонн"
Затем Сергей Колосов снял многосерийный телевизионный художественный фильм "Операция "Трест" о работе советских чекистов в двадцатые годы. Этот проект также пользовался большим вниманием зрителей. Однако, почти одновременно с этим проектом Колосова, на экранах телевизоров огромной страны один за другим были продемонстрированы две многосерийные ленты, которые приковали к себе внимание многомиллионной аудитории. Речь идет о "Майоре "Вихре" и о "Адъютанте его превосходительства". Создателю двух этих теле-шедевров, великому режиссеру Евгению Ивановичу Ташкову сегодня исполнилось бы 95 лет.
Эти картины не были первыми проектами Ташкова. Окончив ВГИК, молодой актер и режиссер успел сняться в нескольких фильмах, а также побывать ассистентом режиссера в некоторых кинопроектах. Еще в пятидесятые годы он снял великолепный фильм "Жажда", в котором речь шла о советских десантниках, проникнувших на территорию, занятую фашистами, и ценой своей жизни несколько часов обеспечивавших водой Одессу. Главную роль в этой картине сыграл блистательный Вячеслав Тихонов, игра которого, вкупе с очень талантливой режиссурой, обеспечила успех этого фильма в прокате.
А потом была знаменитая картина "Приходите завтра". Рассказ о деревенской девушке Фроси Бурлаковой, которая приезжает в большой город поступать на певицу. Наивную деревенскую простушку разыгрывают столичные хлыщи, называясь членами приемной комиссии Станиславским и Немировичом-Данченко (запоминающаяся работа совсем тогда молодых актеров Ширвиндта и Белова). Но несмотря на все препоны, благодаря своему великолепному голосу и вниманию истинного педагога, Фрося все же добивается своего. Исполнительница главной роли Екатерина Савинова блистательно создала на экране образ Фроси, за что и получила звание "Лучшей актрисы года". Савинова была супругой Ташкова, от этого брака был сын, в будущем известный актер Андрей Ташков. К сожалению, Савинова заболела бруцеллезом, который дал осложнения на нервную систему, и в начале семидесятых актриса, не в силах перенести тяготы болезни, лишает себя жизни. Но это все было потом, а тогда был успех как актрисы, так и постановщика.
Внимание Ташкова привлекла книга Юлиана Семенова "Майор "Вихрь", которая повествовала об операции советских разведчиков, разрушивших планы гитлеровцев взорвать древний красавец-город Краков.
Одноименный многосерийный телефильм Ташкова, снятый по этой книге, стал очень популярным и еще более увеличил тягу советских телезрителей к сериалам на героико-приключенческую тему. В фильме были заняты уже известные актеры Борис Бибиков, Владимир Кенигсон, Владислав Стрежельчик, а на главные роли режиссер пригласил молодых Вадима Бероева, Анастасию Вознесенскую, Виктора Павлова. В фильме также были заняты Александр Ширвиндт, Игорь Ясулович, Юрий Волынцев и многие другие талантливые актеры. Музыку к фильму написал великий композитор Андрей Эшпай, который уже работал с Ташковым в "Жажде" и в "Приходите завтра". Это сотрудничество композитора и режиссера продолжится и в следующих фильмах Ташкова.
© SputnikКадр из кинофильма "Жажда" (режиссер Евгений Ташков). Актеры Вячеслав Тихонов (справа) в роли Олега Безбородько и Валентина Хмара (слева на переднем плане) в роли Маши
Кадр из кинофильма Жажда (режиссер Евгений Ташков). Актеры Вячеслав Тихонов (справа) в роли Олега Безбородько и Валентина Хмара (слева на переднем плане) в роли Маши - Sputnik Азербайджан, 1920, 17.12.2021
Кадр из кинофильма "Жажда" (режиссер Евгений Ташков). Актеры Вячеслав Тихонов (справа) в роли Олега Безбородько и Валентина Хмара (слева на переднем плане) в роли Маши
А потом последовал "Адъютант его превосходительства". Учась в школе, я был свидетелем премьеры этой многосерийной картины, которая приковала внимание к телеэкрану людей всех возрастов и социальных групп. Это был не только приключенческий фильм о работе "красного" разведчика Павла Кольцова в тылу у белогвардейцев. Эта картина давала объемное представление о том, что происходило во время гражданской войны, и, может быть, в первый раз за всю историю показывала представителей "белого движения" не только, как извергов и врагов человечества, но и как простых людей, которые, несмотря на идеологические расхождения с "красными", все же могли оставаться порядочными людьми. Особенно это чувствовалось в генерале Ковалевском, чей образ изумительно создал Владислав Стрежельчик.
Первоначально сценарий фильма был написан Игорем Болгариным и Георгием Северским на основе одноименного романа Игоря Болгарина. Но сценарий был до такой степени слабый, что Ташков был вынужден все переделать. Однако Болгарин и Северский подняли такой шум, что их предпочли оставить в качестве авторов сценария.
"Адъютант…" известен не только великолепным и захватывающим сюжетом, любовной линией, но и множеством других линий, которые режиссер сумел соединить воедино. Каждый, даже второстепенный персонаж, в этом фильме благодаря Ташкову обладал своим четко выраженным характером. Ну и конечно же – великолепный подбор актеров!
Мало кто знает, что в главной роли Кольцова должен был сниматься Михаил Ножкин. Но Ташков видел в этой роли Юрия Соломина и сумел настоять на своем. В результате Юрий Соломин восхитительно справился с задачей и после этого фильма стал одним из самых востребованных киноактеров в СССР. А как точно передал омерзительный образ Мирона Осадчего выдающийся актер Виктор Павлов! Как изумительно хорош был в образе батьки Ангела Анатолий Папанов! А совсем юный Александр Милокостый стал открытием этого фильма, сыграв роль Юры Львова и сумев, несмотря на возраст, передать все противоречивые нюансы характера своего героя.
Я могу еще дальше перечислять, но уверяю вас, буквально все актеры блистательно справились со своей задачей. Тем не менее, все же отмечу еще три актёрские работы в этом фильме - это Николай Гриценко в роли Викентия Сперанского, Евгений Шутов в образе чекиста Красильникова и наконец актерский шедевр Бориса Новикова в образе обнищавшего ювелира Исаака Либерзона. Ну и сам Евгений Ташков очень запоминающе создал образ руководителя украинских чекистов Мартина Яновича Лациса.
После этого всеми признанного телешедевра героико-приключенческого жанра Евгений Ташков продолжает активно работать. Он снимает "Дети Ванюшина" по пьесе С.А.Найдёнова, где в главной роли снялся неповторимый Борис Андреев. В своей детективно-психологической дилогии "Преступление" он исследуют истоки, ведущие к нарушению закона, при помощи таких актеров, как Юрий Соломин, Людмила Гурченко, Владислав Стрежельчик, Николай Гриценко, Борис Новиков и других талантливых мастеров экрана.
© SputnikКадр из телевизионного художественного фильма "Адъютант его превосходительства"
Кадр из телевизионного художественного фильма Адъютант его превосходительства - Sputnik Азербайджан, 1920, 17.12.2021
Кадр из телевизионного художественного фильма "Адъютант его превосходительства"
Очень удачной получилась картина Ташкова "Уроки французского" по мотивам произведения Валентина Распутина. Там учительница французского прикармливает гордого мальчишку, благодаря тому, что якобы проигрывает ему в игре "чику". Великолепен был тандем юного актера Михаила Егорова в роли Володи и чудесной Татьяны Ташковой (вторая супруга режиссера) в образе учительницы Лидии Михайловны.
Безусловно, нельзя не отметить великолепную экранизацию Ташковым произведения Ф.М.Достоевского "Подросток", где он задействовал многих великолепных актеров, но солировали в этом ансамбле великий Олег Борисов в образе Андрея Версилова и сын режиссера, талантливый актер Андрей Ташков в роли Аркадия Долгорукого.
Именитый режиссер покинул этот мир в 2012 году, на 86-м году, прожив долгую и очень насыщенную жизнь. Евгений Иванович Ташков многие годы был главным режиссером театра Киноактера, а также занимался преподавательской деятельностью. Он всегда много работал, и сделал достаточно для славы советского кино, а благодаря "Майору "Вихрю" и "Адъютанту его превосходительства" Евгений Иванович Ташков навечно вписал свое имя и в славную историю советского телевидения.
Лента новостей
0