Адъютант его превосходительства: памяти Евгения Ташкова
08:24 18.12.2021 (обновлено: 11:50 21.12.2021)
© Sputnik / Алексей Даничев / Перейти в фотобанкВо время съемок фильма "Три женщины Достоевского" режиссера Евгения Ташкова (слева на первом плане). В центре - жена режиссера Татьяна Ташкова.
© Sputnik / Алексей Даничев
/ Подписаться
Даже второстепенные персонажи в фильмах именитого советского режиссера, благодаря постановщику, обладали своим четко выраженным характером.
Детективный жанр в мировом кинематографе всегда имел несметное число почитателей. С возникновением телевидения деятели кино, зная, как приключенческий жанр привлекает к себе зрителей, начали снимать фильмы в этом жанре, делая их многосерийными. В то время, когда в Европе и США детективные сериалы пользовались бешеной популярностью, в СССР все еще продолжали снимать детективы в традиционном формате, то есть не больше двух серий. Однако, в шестидесятые и в советском телепространстве в этом вопросе произошли перемены.
Во многом в возникновении детективного сериала в СССР мы обязаны выдающемуся режиссёру Сергею Колосову, который в 1965 году снял первый многосерийный художественный фильм на героико-приключенческую тему "Вызываем огонь на себя". Фильм рассказывал о действиях советского подполья в фашистском окружении. Эта многосерийная картина, где в главной роли блистала супруга режиссера, великая актриса Людмила Касаткина, пользовалась огромной популярностью среди советских зрителей. Начало было положено.
© Sputnik / Галина КмитРежиссер-постановщик Сергей Колосов (справа) беседует с народным артистом СССР Вячеславом Тихоновым (слева) на съемках фильма "Командирока в Бонн"
Режиссер-постановщик Сергей Колосов (справа) беседует с народным артистом СССР Вячеславом Тихоновым (слева) на съемках фильма "Командирока в Бонн"
© Sputnik / Галина Кмит
Затем Сергей Колосов снял многосерийный телевизионный художественный фильм "Операция "Трест" о работе советских чекистов в двадцатые годы. Этот проект также пользовался большим вниманием зрителей. Однако, почти одновременно с этим проектом Колосова, на экранах телевизоров огромной страны один за другим были продемонстрированы две многосерийные ленты, которые приковали к себе внимание многомиллионной аудитории. Речь идет о "Майоре "Вихре" и о "Адъютанте его превосходительства". Создателю двух этих теле-шедевров, великому режиссеру Евгению Ивановичу Ташкову сегодня исполнилось бы 95 лет.
Эти картины не были первыми проектами Ташкова. Окончив ВГИК, молодой актер и режиссер успел сняться в нескольких фильмах, а также побывать ассистентом режиссера в некоторых кинопроектах. Еще в пятидесятые годы он снял великолепный фильм "Жажда", в котором речь шла о советских десантниках, проникнувших на территорию, занятую фашистами, и ценой своей жизни несколько часов обеспечивавших водой Одессу. Главную роль в этой картине сыграл блистательный Вячеслав Тихонов, игра которого, вкупе с очень талантливой режиссурой, обеспечила успех этого фильма в прокате.
А потом была знаменитая картина "Приходите завтра". Рассказ о деревенской девушке Фроси Бурлаковой, которая приезжает в большой город поступать на певицу. Наивную деревенскую простушку разыгрывают столичные хлыщи, называясь членами приемной комиссии Станиславским и Немировичом-Данченко (запоминающаяся работа совсем тогда молодых актеров Ширвиндта и Белова). Но несмотря на все препоны, благодаря своему великолепному голосу и вниманию истинного педагога, Фрося все же добивается своего. Исполнительница главной роли Екатерина Савинова блистательно создала на экране образ Фроси, за что и получила звание "Лучшей актрисы года". Савинова была супругой Ташкова, от этого брака был сын, в будущем известный актер Андрей Ташков. К сожалению, Савинова заболела бруцеллезом, который дал осложнения на нервную систему, и в начале семидесятых актриса, не в силах перенести тяготы болезни, лишает себя жизни. Но это все было потом, а тогда был успех как актрисы, так и постановщика.
Внимание Ташкова привлекла книга Юлиана Семенова "Майор "Вихрь", которая повествовала об операции советских разведчиков, разрушивших планы гитлеровцев взорвать древний красавец-город Краков.
Одноименный многосерийный телефильм Ташкова, снятый по этой книге, стал очень популярным и еще более увеличил тягу советских телезрителей к сериалам на героико-приключенческую тему. В фильме были заняты уже известные актеры Борис Бибиков, Владимир Кенигсон, Владислав Стрежельчик, а на главные роли режиссер пригласил молодых Вадима Бероева, Анастасию Вознесенскую, Виктора Павлова. В фильме также были заняты Александр Ширвиндт, Игорь Ясулович, Юрий Волынцев и многие другие талантливые актеры. Музыку к фильму написал великий композитор Андрей Эшпай, который уже работал с Ташковым в "Жажде" и в "Приходите завтра". Это сотрудничество композитора и режиссера продолжится и в следующих фильмах Ташкова.
© SputnikКадр из кинофильма "Жажда" (режиссер Евгений Ташков). Актеры Вячеслав Тихонов (справа) в роли Олега Безбородько и Валентина Хмара (слева на переднем плане) в роли Маши
Кадр из кинофильма "Жажда" (режиссер Евгений Ташков). Актеры Вячеслав Тихонов (справа) в роли Олега Безбородько и Валентина Хмара (слева на переднем плане) в роли Маши
© Sputnik
А потом последовал "Адъютант его превосходительства". Учась в школе, я был свидетелем премьеры этой многосерийной картины, которая приковала внимание к телеэкрану людей всех возрастов и социальных групп. Это был не только приключенческий фильм о работе "красного" разведчика Павла Кольцова в тылу у белогвардейцев. Эта картина давала объемное представление о том, что происходило во время гражданской войны, и, может быть, в первый раз за всю историю показывала представителей "белого движения" не только, как извергов и врагов человечества, но и как простых людей, которые, несмотря на идеологические расхождения с "красными", все же могли оставаться порядочными людьми. Особенно это чувствовалось в генерале Ковалевском, чей образ изумительно создал Владислав Стрежельчик.
Первоначально сценарий фильма был написан Игорем Болгариным и Георгием Северским на основе одноименного романа Игоря Болгарина. Но сценарий был до такой степени слабый, что Ташков был вынужден все переделать. Однако Болгарин и Северский подняли такой шум, что их предпочли оставить в качестве авторов сценария.
"Адъютант…" известен не только великолепным и захватывающим сюжетом, любовной линией, но и множеством других линий, которые режиссер сумел соединить воедино. Каждый, даже второстепенный персонаж, в этом фильме благодаря Ташкову обладал своим четко выраженным характером. Ну и конечно же – великолепный подбор актеров!
Мало кто знает, что в главной роли Кольцова должен был сниматься Михаил Ножкин. Но Ташков видел в этой роли Юрия Соломина и сумел настоять на своем. В результате Юрий Соломин восхитительно справился с задачей и после этого фильма стал одним из самых востребованных киноактеров в СССР. А как точно передал омерзительный образ Мирона Осадчего выдающийся актер Виктор Павлов! Как изумительно хорош был в образе батьки Ангела Анатолий Папанов! А совсем юный Александр Милокостый стал открытием этого фильма, сыграв роль Юры Львова и сумев, несмотря на возраст, передать все противоречивые нюансы характера своего героя.
Я могу еще дальше перечислять, но уверяю вас, буквально все актеры блистательно справились со своей задачей. Тем не менее, все же отмечу еще три актёрские работы в этом фильме - это Николай Гриценко в роли Викентия Сперанского, Евгений Шутов в образе чекиста Красильникова и наконец актерский шедевр Бориса Новикова в образе обнищавшего ювелира Исаака Либерзона. Ну и сам Евгений Ташков очень запоминающе создал образ руководителя украинских чекистов Мартина Яновича Лациса.
После этого всеми признанного телешедевра героико-приключенческого жанра Евгений Ташков продолжает активно работать. Он снимает "Дети Ванюшина" по пьесе С.А.Найдёнова, где в главной роли снялся неповторимый Борис Андреев. В своей детективно-психологической дилогии "Преступление" он исследуют истоки, ведущие к нарушению закона, при помощи таких актеров, как Юрий Соломин, Людмила Гурченко, Владислав Стрежельчик, Николай Гриценко, Борис Новиков и других талантливых мастеров экрана.
© SputnikКадр из телевизионного художественного фильма "Адъютант его превосходительства"
Кадр из телевизионного художественного фильма "Адъютант его превосходительства"
© Sputnik
Очень удачной получилась картина Ташкова "Уроки французского" по мотивам произведения Валентина Распутина. Там учительница французского прикармливает гордого мальчишку, благодаря тому, что якобы проигрывает ему в игре "чику". Великолепен был тандем юного актера Михаила Егорова в роли Володи и чудесной Татьяны Ташковой (вторая супруга режиссера) в образе учительницы Лидии Михайловны.
Безусловно, нельзя не отметить великолепную экранизацию Ташковым произведения Ф.М.Достоевского "Подросток", где он задействовал многих великолепных актеров, но солировали в этом ансамбле великий Олег Борисов в образе Андрея Версилова и сын режиссера, талантливый актер Андрей Ташков в роли Аркадия Долгорукого.
Именитый режиссер покинул этот мир в 2012 году, на 86-м году, прожив долгую и очень насыщенную жизнь. Евгений Иванович Ташков многие годы был главным режиссером театра Киноактера, а также занимался преподавательской деятельностью. Он всегда много работал, и сделал достаточно для славы советского кино, а благодаря "Майору "Вихрю" и "Адъютанту его превосходительства" Евгений Иванович Ташков навечно вписал свое имя и в славную историю советского телевидения.