Видео
Интересные ролики, видео с места последних событий, репортажи и сюжеты смотрите на Sputnik Азербайджан

Единственный в мире: как азербайджанец создает шедевры скальпелем

Подписаться
Ученый, поэт и художник Гусейн Миртагави, наверное, единственный в мире автор, пишущий свои картины скальпелем на фанере. О своем необычном способе создавать шедевры художник рассказал Sputnik Азербайджан.
Техника работы художника чем-то напоминает старинный способ ксилографии для выполнения гравюр. Но, если в ксилографии на фанерной доске остается выпуклый силуэт, то Гусейн Миртагави сразу пишет на темной фанере, скальпелем снимая краску и высветляя задуманный рисунок. Это искусство требует творческого видения будущей работы и мастерского умения работать острым пером. Одно непродуманное, неосторожное движение отточенным клинком и картина может быть мгновенно испорчена. 
Все началось 40 лет назад, когда Гусейн делал наброски и иллюстрации для своих стихов. Первой его работой на фанере было лирическое посвящение любви: юноша и девушка, держащие над головой свои сердца, которые омывает нектар, стекающий на цветок, символизирующий будущего ребенка.
Продолжил художник свое творчество во время своей работы в Санкт-Петербурге. Там Гусейн часто общался с профессиональными художниками, которых удивлял своими работами. Однажды у него случился спор с одним из коллег, который заявил, что скальпелем невозможно вырезать знаменитую "Мону Лизу" Леонардо да Винчи. Миртагави принял вызов и через некоторое время результат кропотливой работы поверг в шок спорщика и его коллег: "Мона Лиза" на фанере ничем не хуже знаменитого оригинала на холсте. В результате проигравший художник повел в ресторан Гусейна и всю компанию мастеров кисти.
Но постоянно писать свои оригинальные картины Гусейн начал с 2009 года, когда приступил к работе в Национальной энциклопедии Азербайджана. С тех пор мастер создал около 200 работ. Это портреты знаменитых людей Азербайджана и мира: поэтов и писателей, художников, ученых, философов, политиков и полководцев. Часто героями картин мастера становятся простые люди, старики, ветераны. Есть и несколько работ, посвященных традиционной японской гравюре. 
В среднем на работу у художника уходит около двух месяцев: это и подбор материала, окраска фанеры, сушка и сама работа над картиной. Окрашивает дерево мастер только натуральными красками, которые изготавливает сам из различных растений. Основу составляют корни девясила и конский щавель. В арсенале мастера несколько скальпелей, но основной – номер 15.
Сейчас художник работает над портретом первого руководителя Шемахинской астрофизической обсерватории имени Н.Туси академика Гаджибека Султанова, 100-летие со дня рождения которого будет отмечаться в астрономическом научном комплексе в октябре.
"Он долго руководил обсерваторией, все что вы видите было построено в его время. Он был хорошим организатором и хорошим ученым. Занимался межпланетными астероидами, и вот здесь будет Млечный путь, а над ним астероиды", - показывает Гусейн Миртагави свою последнюю работу.
"Вот на такой портрет уходит два месяца. Но много зависит от персонажа и моего к нему отношения. От настроения. Были моменты, когда я делал основной рисунок и за один день, а потом его уже дорабатывал. Много времени уходит на подготовку: надо найти хорошую фанеру, обработать ее, прокрасить", - открывает тонкости работы Гусейн Миртагави.
Но, иногда, работы пишутся очень быстро. Например, портрет дочки президента Лейлы Алиевой художник написал за несколько недель и назвал "Элегия", так же, как и ее стихотворение, посвященное Гейдару Алиеву.
"Я выбрал четверостишье из ее "Элегии": "Если б молния стала тропою, Я по ней бы к тебе добежала, Обо всем, что сказать не могу, Я б с улыбкой тебе рассказала". Быстро я ее написал, очень быстро, можно сказать, "не спотыкаясь", - рассказывает Гусейн Миртагави.
"Портрет Мехрибан ханум я написал где-то 10 лет назад. А вот ее сестра Наргиз Пашаева, академик, рядом с портретом три цветка нарцисса, орден "Низами" и МГУ, филиал которого она создала в Азербайджане". 
Быстро был написан и портрет шехида генерала-майора Полада Гашимова, погибшего в июле 2020 года во время боевых действий на Товузском направлении.
"Я быстро делал его портрет. Обычно на картины я еще добавляю эпизоды, показывающие мир героя. Вот генерал, вот период когда он командует, идет война. Вот горы Карабаха, ведь когда он погиб я еще не знал про будущую войну, но нарисовал как они освещаются под флагом. Вот его дом, в который он не вошел, туда вошло знамя Азербайджана и его прах. Вот полумесяц с погон превращается в орла, как его душа, и летит в горы. И стихи".
Своего любимого поэта Насими художник изобразил в окружении эпизодов его трагической гибели и воскрешения его души.
"В меня вместятся оба мира, но в этот мир я не вмещусь..." - эти строки великого поэта есть на картине Гусейна Миртагави.
"Его дух возвышается в небо, превращается в лебедя, а возвращаясь на землю превращается в книгу. Я долго наблюдал за птицами и увидел, как похожи крылья садящегося на воду лебедя на раскрытые страницы книги", - с любовью рассказывает художник о поэте.
Самыми любимыми работами мастер называет портреты стариков Азизовых. 
"Они были очень добрые, хорошие люди. Я их очень уважал, они уважали меня. И работы получились на славу. Вот как хорошо он получился, вот его борода, а вот его потухшие глаза за 10 дней до смерти".
Больше всего художник любит рисовать детей и стариков, признается Гусейн Миртагави.
"У детей красиво получаются их неуловимые черты, которые очень трудно уловить, а у стариков хорошо получаются морщины", - рассказывает автор картин.
А еще он очень любит рисовать глаза, "передающие человека, глаза – окна души". Художник и сам не понимает, как ему удается передать на картине глаза, их цвет и выражение.
Вместе с глазами он любит передать на рисунке зубы и бороды, смеется Гусейн Миртагави.
"Ножом надо так работать, чтобы не ошибиться. Волосинки бороды передать тоже трудно, но приятно. Как получается сам иногда не понимаю. Вертишь скальпелем, а в конце получается борода", - показывает мастер портрет основателя Твиттера Джека Дорси.
"Вот глаза японца трудно нарисовать, пойди там найди свет – не найдешь, но у меня получились, - улыбается Гусейн Миртагави, показывая портрет смеющегося атташе по культуре посольства Японии, с которым был дружен. – А вот зубы, как получились не знаю, но как у дантиста, нет никакой ошибки".
Необычной технике написания картин Гусейна Миртьагави пытались научиться несколько человек, но очень быстро уходили, поняв какой труд стоит за созданием таких шедевров.
"Ко мне несколько раз приходили люди разного возраста, чтобы я их научил (рисовать). Терпели месяц, максимум полтора, здесь очень нудная работа, здесь надо потерпеть, это нелегко. Ты рисуешь без резинки, здесь нельзя неправильное стереть. Нацарапал и уже не поправишь", - делится опытом художник.

Свои удивительные картины Гусейн Миртагави творит в небольшой мастерской на территории Шамахинской астрофизической обсерватории. Он очень надеется, что в ближайшее время найдется место, где он смог бы выставить свои работы и которые смогли бы увидеть как можно больше посетителей.
Лента новостей
0