Профессия портного издревле мужская, успешные дизайнеры тоже мужчины, но традиционно в нашей стране женщины отдавали предпочтение портнихам-женщинам. Как эти стереотипы повлияли на твое решение заняться модой?
Мне кажется, что это пережиток, оставшийся с советских времен — в каждой семье в обязательном порядке должен был быть музыкант, медицинский работник и портной (смеется). Помимо этого, в Азербайджане традиционно женщины предпочитают быть домохозяйками и довольно часто самостоятельно шьют наряды для себя и близких родственниц. Вспомни, ведь практически в каждой советской квартире стояла швейная машинка…
У нас тоже была Zinger…
Да, черная, неподъемная (смеется). Однако в то же самое время мужскими костюмами традиционно занимались лишь мужчины-портные. Впрочем, даже в условиях сегодняшнего дня у нас в стране быть мужчиной-портным гораздо проще, чем быть мужчиной-дизайнером. Ты прав, стереотипы о том, что мода — это исключительно женская сфера, имеют место быть у нас до сих пор, но, по моему мнению, ни в одной профессии не должно быть разделения по гендерному признаку. Выбор профессии должен определяться лишь по внутреннему наитию и тому чувству счастья и реализованности, которые ты можешь ощущать, лишь занимаясь делом своей жизни. К примеру, я чувствую себя счастливым благодаря тому, что я работаю для женщин. Делать их красивее и увереннее в себе — для меня это самое большое удовольствие.
В начале своей дизайнерской карьеры я столкнулся с вышеозначенными проблемами, которые проявились как в качестве негативной реакции со стороны членов моей семьи, так и в непонимании со стороны незнакомых мне людей. Но если я сейчас сижу здесь напротив тебя в качестве уже состоявшегося fashion-дизайнера и ты берешь у меня интервью, значит, все это того стоило (улыбается).
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Какое, по-твоему, образование необходимо для дизайнера одежды в современном мире? Какие навыки и знания помогли начать тебе лично?
Мне кажется, что профильное образование и профессиональные знания необходимы не только в сфере моды, но в любой другой отрасли. Но, конечно же, по ходу работы ты обязан заниматься самообразованием. К этому тебя располагает сама практика, в рамках которой ты каждый день сталкиваешься с новыми сложностями и задачами. Помимо этого, чтобы, к примеру, быть хорошим юристом, ты должен хорошо изучить юридическое право. Для того же, чтобы быть специалистом в области искусства (а мода, без сомнения, является частью искусства), ты должен обладать целым ворохом самых разнообразных знаний. Ты должен хорошо знать и историю, и математику, и литературу, потому что ты никогда не знаешь наперед, какое из этих направлений станет следующим источником твоего вдохновения. К примеру, перед тем как начать создавать платья, я некоторое время изучал анатомию. И, как ни странно, помимо всех прочих профильных умений — создания эскизов, правильного выбора тканей и т.д. — именно эти знания позволяют мне по сей день наиболее верно реализовывать ту картинку, которая рождается у меня в голове.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Каким был твой первый шаг на пути к профессии, к неделям моды, к созданию собственного бренда?
Обычно я отвечаю на этот вопрос совершенно по-другому. Но сегодня я чувствую, что могу раскрыть эту тему более подробно. Моим первым вдохновением, толкнувшим меня заняться модой, была моя мама. А точнее, наши совместные походы к ее портному, который жил по соседству. Из всех известных мне на тот момент людей лишь моя мама была столь одержима пошивом платьев. К примеру, она могла заказать несколько платьев одинакового кроя, но разных цветов. Порой, после того как она приносила домой готовые наряды, я втайне от нее открывал ее шкаф и внимательно изучал каждый шов и каждый узор. И каждый раз, когда она ходила к портному, я просил ее, чтобы она брала меня с собой. В ателье я сидел не шелохнувшись и внимательно наблюдал за работой портного. На тот момент я еще не осознавал причин своего интереса, не понимал, что именно меня таким магическим образом привлекает в процессе пошива, я просто сидел и впитывал атмосферу этого места.
Позднее, в школе, я, как и многие дети, рисовал на полях тетрадей. Но если другие вырисовывали машинки или имена своих школьных влюбленностей, мои тетради были украшены исключительно нарядами. Эту мою страсть к рисункам заметила моя сестра, попросив меня создать платье для нее. Помню, что мы нашли портного и отшили у него платье из материала с шахматным принтом.
Но если говорить уже о сознательном возрасте, все началось с предложения моего друга открыть небольшой совместный бизнес, в рамках которого мы бы занимались созданием эскизов, а затем предлагали бы их на продажу. Даже в этот момент у меня еще не было мыслей о создании собственного бренда, об участии в неделях мод и т.д. Как в течение двух месяцев случилась эволюция от этой первоначальной идеи до создания собственной марки одежды, я до сих пор и сам не осознаю, но все произошло так, как произошло (смеется).
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Ты не скрывал, что вдохновляешься не только общими, но вполне конкретными примерами и даже людьми. Почему твоей музой в одно время стала именно Натаван Хабиби? В общих чертах, что в ней, в ее образе родило в тебе художественные идеи?
Процесс рождения художественных идей — это процесс сугубо индивидуальный. Я никогда не вдохновлялся цветами, природой, животными либо какими-либо символами. Источниками моего вдохновения всегда были неосязаемые понятия. Поэтому я никогда не видел ничего особенного в том, чтобы посвятить коллекцию, к примеру, пчелам и нанести соответствующий принт на те или иные предметы гардероба. Какой смысл повторять цвета и формы, и так хорошо знакомые каждому? Мне всегда было гораздо интереснее с помощью подручных средств показать, что такое, к примеру, любовь или страсть.
В целом же, если говорить обо всех уже созданных мною коллекциях и обо всех коллекциях, которые я когда-либо создам, у всех них лишь один источник вдохновения — это женщина. Женская любовь, женская страсть, женское что-либо еще. Если же этот женский образ нужно как-то еще более конкретизировать и назвать определенное имя, то это Севиль — главная героиня одноименной пьесы известного азербайджанского драматурга Джафара Джаббарлы. Мне кажется, что если речь заходит об азербайджанской женщине, то именно образ Севиль должен первым приходить на ум. Это образ сильной женщины, состоявшейся личности с широким кругом интересов, которая увлечена не только домашними делами и размером собственного приданого, а выбирает спутника жизни только посредством любви и привязанности, не по каким-либо другим более прозаическим причинам.
Возвращаясь к твоему вопросу, да, мы работали вместе с Натаван Хабиби. Но была ли она моей музой, это большой вопрос. Да, это одна из немногих, если не единственная исполнительница песен в стиле R’n’Bв Азербайджане, что само по себе замечательно.
Ее песня Gözləyirəm настолько пришлась мне по душе, что я слушал ее с утра и до вечера, и даже по этой причине нарушил запрет нашей школы и принес на занятия мобильный телефон, в связи с чем он и был у меня отобран. Так что при нашей первой встрече с Натаван я сразу сказал ей, что она должна возместить мне потерю телефона (смеется).
Мне импонируют ее песни, ее голос, ее человеческие качества. Чего, к сожалению, не могу сказать о ее манере одеваться. У нее есть все необходимое для того, чтобы стать местной иконой, но для этого ей необходима помощь стилиста.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Мода — это бизнес. В тебе больше художника или дельца? Как ты разделяешь искусство и коммерческое предложение? Готов ли ты повторяться ради денег или идти на жесткие компромиссы со своим художественным я?
Если бы я был в первую очередь бизнесменом, я бы никогда не занимался модой. Как бы это странно ни звучало, но я всегда говорил, что занимаюсь этим видом искусства не ради других людей, но ради себя самого. У меня есть моя собственная история, которую я рассказываю посредством создаваемых мною предметов гардероба. Те, кто хотят ознакомиться с этой историей, с моим видением женственности, те люди приходят на мои показы и приобретают мои коллекции. Но, помимо создания визуального образа, меня всегда волновала мысль о том, как оказать поддержку местным женщинам в деле создания правильного образа мыслей. В связи с этим под эгидой моего бренда в ближайшее время будет вестись благотворительная деятельность, которая выйдет далеко за пределы мира моды.
Говоря же о бизнес-составляющей, ни для кого не является секретом нынешнее положение местной модной индустрии. Если бы я принимал его во внимание, то я бы создавал лишь примитивные майки с принтами, которые хорошо раскупаются, и никогда бы не думал о единении искусства и моды.
Какие художники, произведения искусства, дизайнеры моды или интерьеров, может быть, архитекторы или иконы стиля повлияли на твой вкус, на выбор пути, на общую стилистику?
Если мы говорим об иконах стиля, то я совершенно не вижу их в молодом поколении. Но, к примеру, меня безумно вдохновляет Айрис Апфель. Хотя я никогда бы не смог создать коллекцию в свойственном ей стиле. Но мне крайне импонирует ее верность собственному стилю и создание столь узнаваемого образа. Она знает, кто она и какая она, и наглядно демонстрирует это миру, не пытаясь подстраиваться под сиюминутные тренды. Если продолжать тему подобных личностей, то ярким примером также является Фрида Кало. Человек, оказавший невероятное влияние не только своим творчеством, но и собственной внешностью, и изменивший стандарты красоты. Если же говорить о дизайнерах, то один из моих любимейших — Ив Сен-Лоран. Этот человек был рожден для того, чтобы стать дизайнером, он просто не мог стать никем иным. Этих качеств мне очень не хватает в молодом поколении. Современная молодежь с детства привыкла быть такими, как все, скрывать свои истинные чувства. Казаться, а не быть.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Как ты сам можешь описать стиль своего бренда несколькими эпитетами?
Я никогда не пытался придерживаться какого-то определенного стиля. Но все же созданные мною коллекции наглядно демонстрируют мою приверженность классике. Впрочем, создаваемый мною женский образ находится где-то посередине между крайней степенью женственности и маскулинностью. Я использую этот прием для того, чтобы продемонстрировать силу характера женщины. Маскулинность— это не значит надеть на женщину пиджак и брюки, но это может быть, к примеру, женственное платье с декольте, выполненное из габардина, предназначенного для пошива мужского костюма. При этом я не считаю, что мои наряды могут преобразить женщину, совершенно изменив ее, — они лишь демонстрируют те ее черты, ту ее индивидуальность, которая в ней изначально заложена.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Нарочитая сексуальность — это вызов? Другая сторона женственности? Возможна ли женственность без яркой сексуальности?
Как мужская, так и женская сексуальность — это неотделимая часть половой принадлежности. По моему мнению, женская сексуальность проявляется не только и не столько при помощи откровенных нарядов, сколько с помощью взгляда, тембра голоса, движений, мимики и жестов. Несмотря на то, что в моих коллекциях довольно часто встречаются такие элементы, как глубокое декольте или мини, я против того, чтобы рассматривать женщину лишь в качестве сексуального объекта. Есть такая распространенная фраза: женщина одевается и красится лишь для себя самой. Но, к сожалению, у нас в стране 90 процентов женщин прихорашиваются исключительно ради мужчин. Это часто можно заметить по наглядной демонстрации собственной сексуальности, которая граничит с вульгарностью.
Возвращаясь ко второй части вопроса, да, конечно, можно подчеркнуть женственность в одежде, не обращаясь к теме сексуальности. Это наглядно продемонстрировала в свое время Коко Шанель, создав женственные, но лишенные чувственности образы. Кстати, интересный факт: в те времена на улицах Парижа в закрытых нарядах можно было увидеть женщин лишь двух категорий: аристократичных дам из высшего общества и проституток. Первые одевались скромно, чтобы подчеркнуть свой высокий статус, вторые — чтобы скрыть истинный род своей деятельности.
Насколько, по-твоему, одежда может или должна отражать внутренний мир человека и его стремления, месседж миру?
Конечно, одежда является проявлением и внутреннего мира, и образа мыслей того или иного человека, которые порой можно понять даже по выбору цветовой палитры и по степени откровенности наряда. К сожалению, в Азербайджане немногие позволяют себе открытые луки, принимая во внимание порицание общественным мнением. Поэтому многие мои клиентки приобретают наряды из моих коллекций для своих заграничных путешествий (смеется). Но все-таки главным является внутреннее состояние женщины. Если она счастлива, ее будет красить любое платье.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Пандемия, карантин, закрытие границ… Как на тебя влияют неожиданные и жесткие условия сегодняшнего дня? Как изменился бизнес? Насколько повысилась или понизилась работоспособность? Нашел ли ты в этом непростом времени для себя плюсы и выгоду?
Ты знаешь, я и в обычное время не особо социально активный человек, поэтому домашнее времяпрепровождение во время карантина не принесло мне никаких неприятных эмоций. Что касается работы, то, как ни странно, ее у меня за это время стало, наоборот, больше, даже если не в рамках моего собственного бренда. Многие прочие ателье и бренды обратились ко мне, чтобы я начал создавать коллекции для них. К примеру, очень продуктивным оказалось мое сотрудничество с местной маркой одежды Blackstreet.Также я стал креативным директором нового бренда Teedy.
Ты занимаешься женской модой на протяжении долгого времени, но сейчас расширяешь свою линейку и создаешь мужскую коллекцию. Для тебя решение заняться и мужской модой было производственной необходимостью или творческим порывом?
Желание заняться коллекцией для мужчин изначально присутствовало во мне, и я знал, что в один прекрасный день сделаю это. Впрочем, как знаю сейчас, что впереди меня также ждут создание линии обуви и производство собственного парфюма, в котором обязательно будут присутствовать ноты карамели...
В рамках последнего сезона Azerbaijan Fashion Week я думал о том, насколько я готов к новому витку в своей карьере, знакомился с представленными в рамках недели мужскими луками и понимал, что я хочу сделать что-то совершенно иное. Помимо всего прочего, я стал свидетелем твоего дебюта на подиуме в качестве модели, и он меня покорил (смеется). Ты был настолько собран и сконцентрирован, что когда ты проходил мимо меня, я даже начал держать спину ровнее (смеется). Я помню нашу беседу после этого показа на бэкстейдже, когда ты сказал мне, чтобы я тоже занялся мужской линией. Возможно, для тебя это была случайно оброненная фраза, но для меня это был знак, что пора начинать действовать. И во время карантина, когда у меня стало больше свободного времени, я приступил к реализации этого проекта. И вот недавно мы сделали первую фотосессию, в рамках которой в роли мужской модели выступил я сам. Я пока не планирую запускать мужскую линию в продажу, но сам часто надеваю вещи из этой коллекции для того, чтобы лучше ее прочувствовать. И если ко времени следующей недели моды у меня появится ощущение, что я готов ею поделиться с миром, то вы увидите мужские луки в рамках моего показа, в котором,надеюсь, примешь участие и ты, если, конечно, договоримся о гонораре (смеется).
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Раз уж мы заговорили о гонорарах, что определяет цену на твои вещи? И сколько максимально ты готов заплатить за одежду?
Я сразу перейду ко второй части вопроса. Я готов отдать за одежду, которая мне понравится, абсолютно все деньги, которые будут на тот момент у меня кошельке. Это моя ахиллесова пята (смеется).
Ценообразованием же предметов из моих коллекций занимаюсь не я сам, а моя команда менеджеров, которые принимают во внимание множество самых разных факторов — от себестоимости материалов до сложности кроя. Я же, будучи в первую очередь дизайнером, считаю, что ценообразование должно складываться из временных и эмоциональных затрат, которые я вкладываю в создание эскиза того или иного наряда. Да, цены на мои коллекции на сегодняшний день не самые доступные. Может быть, в первую очередь это спровоцировано тем, что у меня в голове уже есть определенный профиль моих клиенток — успешных и финансово независимых женщин.
Я держал это в секрете, но сегодня с тобой поделюсь информацией, что начиная со следующей коллекции я собираюсь опустить ценник. Это делается для того, чтобы придать больше уверенности тем девушкам и женщинам, которые только делают первые шаги к своему успеху. Марка Giedi станет более доступной, чтобы каждая девушка могла почувствовать себя красивее и решительнее. Но помимо бренда Giedi я также запускаю именную марку Murad Huseyn, в рамках которой буду создавать кутюрные коллекции. Именно с этим брендом мы будем участвовать в зарубежных неделях мод в Париже, Милане, Лондоне и Нью-Йорке.
Уже несколько лет довольно популярны темы осознанного потребления и экологической, концептуальной моды. Тебе это близко? Ты же используешь экокожу.
До сегодняшнего дня я никогда не использовал в своих коллекциях натуральные кожу и мех. Но мое отношение к этому вопросу довольно двойственное. Да, мне неприятно думать о фермах, выращивающих пушных животных лишь для использования их кожи и меха. С другой стороны, к примеру, общеизвестный факт, что обувь из натуральной кожи гораздо более качественна и менее подвержена деформациям. Но есть бренды, которые производят обувь и сумки из экокожи и кричат на каждом углу об их заботе об окружающей среде. К таким брендам у меня только один вопрос: почему же вы тогда продаете свою продукцию по цене натуральной кожи? Мне кажется, отход от использования натурального меха и кожи — это правильный процесс, который, впрочем, у нас в стране еще не до конца сформирован не только на практике, но и в головах людей.
Сейчас довольно сложно планировать — неизвестно, когда откроют границы и ретейл вернется в обычное русло. И все же какие планы на будущее? Над чем работаете сейчас?
Как я говорил ранее, за время пандемии, в связи с моей работой на сторонние бренды, я временно прекратил работу над собственной маркой. В данный момент я работаю над капсульной коллекцией Giedi. После окончания режима карантина, когда жизнь нормализуется, я планирую открытие именного бренда Murad Huseyn, который будет активно продвигаться за рубежом. Затем я планирую начать благотворительную деятельность, в рамках которой собираюсь оказывать как психологическую, так и финансовую помощь тем, кто в ней нуждается.
Посмотреть эту публикацию в Instagram