БАКУ, 5 фев — Sputnik. Увеличение грузопотока в международном транспортном коридоре "Север-Юг" способствовало росту объемов перевалки в 2019 году на грузовом терминале Астара в Иране, оператором которого является дочерняя компания ЗАО "Азербайджанские железные дороги" ООО "ADY Express".
Так, в 2019 году через терминал Астара было перевалено 363 842 тонны грузов. Это означает увеличение объемов грузопотока на 33%. Для сравнения, в 2018 году этот показатель составил 263 976 тонн. Через Азербайджан транзитом идут российские грузы, отправляемые в Иран, и наоборот.
Среди них — древесина и изделия из древесины (48% от общего грузопотока), зерновые (17%), строительные материалы (18%), фрукты и овощи, контейнеры и другие товары (17%). Что касается объема перевалки грузов в течение дня в 2019 году, то в среднем за сутки проводились операции по перевалке 23 вагонов, или 1337 тонн груза, а в 2018 году этот показатель составлял 16 вагонов (1056 тонн).
Большую часть, то есть 82%, составляли транзитные грузы. Следует отметить, что в 2019 году наибольшее количество грузов было перевалено в ноябре - 40 472 тонны, что по-прежнему является рекордным показателем на этот момент.
В рамках проекта со стороны ЗАО "Азербайджанские железные дороги", продолжается строительство грузового терминала Астара, расположенного недалеко от азербайджано-иранской границы на территории Ирана. Тем не менее, начиная с 2018 года, одновременно со строительством терминала осуществляются операции по перевалке грузов.
Активная деятельность Азербайджана в рамках проекта Международного транспортного коридора "Север-Юг" способствует развитию отношений между Азербайджаном, Россией и Ираном, а также расширению сотрудничества между Азербайджаном и другими государствами-членами коридора. Это также способствует укреплению имиджа Азербайджана как надежного партнера в транспортно-логистическом секторе.
Напомним, что строительство терминала Астара в рамках коридора "Север-Юг" было начато в 2016 году, а первый этап строительства завершен в марте 2018 года. Операции по перевалке грузов на терминале осуществляются с февраля 2018 года.
Межправительственное соглашение по созданию МТК "Север-Юг" было подписано 12 апреля 2000 года в Санкт-Петербурге Россией, Индией и Ираном, Азербайджан присоединился к МТК лишь в 2005 году.
На первом этапе по МТК "Север-Юг" предусматривается перевозка до пяти миллионов тонн грузов, как и предусмотрено на начальной стадии. По прогнозам, на следующем этапе объем грузоперевозок увеличится до 10-15 миллионов тонн.
Основным преимуществом МТК "Север-Юг" по сравнению с другими маршрутами является уменьшение расстояния и сроков доставки грузов в два-три раза. Если перевозка грузов морским путем по маршруту Персидский залив-Суэцкий канал-Средиземное море-Балтийское море в Хельсинки происходит за 45-60 дней, то по коридору "Север-Юг" это время сокращается до 20-25 дней.