Есть актеры и актрисы, которые с первого своего появления на экране, либо на сцене привлекают внимание как зрителей, так и специалистов кинематографа. Вслед за этим они получают заманчивые предложения от режиссеров и если не бывает форс-мажорных обстоятельств, творческая карьера по восходящей им обеспечена.
Но есть и такие, кто, несмотря на очевидный талант и безусловные актерские удачи, все же не был востребован режиссерами, и если таким артистам предлагали сниматься, то только в эпизодах и ролях второго плана. Я в своих публикациях, рассказывал вам, уважаемые читатели, о таких неоцененных талантах и сегодня разговор пойдет еще об одном выдающемся даровании, которое так до конца достойно и не раскрылось.
Майя Григорьевна Булгакова – актриса широчайшего диапазона, которую ныне редко вспоминают, да и при жизни режиссеры, мягко говоря, не баловали ее своим вниманием. Широкая публика, знает эту актрису в связи с участием в мегапопулярных в СССР фильмах, таких как "Приключения Электроника" (роль директора школы) и "Цыган" (роль Лущилихи). А ведь Булгакова была неограниченного таланта актриса, которая все же, несмотря на дефицит главных ролей, смогла создать несколько образов, показав величайшее драматическое дарование.
Родившись в украинской глубинке в 1932 году, Майя уже в самом юном возрасте мечтала стать актрисой. Родителям ее это было чуждо, но препятствовать желанию дочери они не стали.
Талант Майи оценили во ВГИКе, куда она поступила и училась с такими в будущем суперзвездами советского кино, как Юрий Белов, Надежда Румянцева, Изольда Извицкая.
Булгакова дебютировала в кино в эпизоде фильма "Вольница" и отзывы об этой роли были самые благожелательные. Однако, предложения не посыпались на нее, как из рога изобилия, скорее, наоборот.
Она не растерялась, и начала петь на эстраде. И не где-нибудь, а с оркестром легендарного Леонида Утесова. От природы у Майи был великолепный голос, она первая в СССР начала исполнять песни Эдит Пиаф и старшее поколение моей семьи, которые наблюдали эти выступления, будучи в Москве, говорили, что это было незабываемое зрелище. Но в фильмах, где снималась Булгакова, ей ни разу не дали воспользоваться своими вокальными данными и думается, что это было большой потерей для публики.
Актриса продолжала сниматься в эпизодах, которые признавались очень удачными, но стоящих предложений так и не поступало. Отмечу только яркую роль Алены в фильме режиссера Солнцевой "Повесть пламенных лет" в 1961 году.
Но лучшие свои роли она сыграла во второй половине шестидесятых годов прошлого столетия. Конечно, это блистательное исполнение роли летчицы Петрухиной, ставшей в послевоенное время директором ремесленного училища, в фильме великого режиссера Ларисы Шепитько "Крылья". Сыграла Булгакова эту роль незабываемо глубоко, передав на экране все противоречивые нюансы характера своей героини. Фильм и Булгакова имели отличную прессу, но режиссеры все же не торопились предлагать главные роли актрисе.
Однако, все же предложения были. Одно из них последовало от ныне великого, а тогда, набирающего обороты известности режиссера Глеба Панфилова. В главной женской роли в фильме "Огня брода нет" была утверждена Инна Чурикова, а вот на роль разбитной санитарки Марии, режиссер никак не мог найди актрису. В конце выбор остановился на Майе Булгаковой, которая блистательно справилась с поставленной задачей, показав всю неоднозначность своего персонажа. Ее Мария - взрывная, бесшабашная, но вместе с этим мягкая и лиричная. Великолепная работа актрисы!
Успехом Булгаковой было исполнение роли Катерины Ивановны Мармеладовой в экранизации режиссера Кулиджанова бессмертного произведения Достоевского "Преступление и наказание". Актриса сумела на высшем уровне достоверности сыграть свою Мармеладову и внесла заметный вклад в экранную жизнь героев мира Достоевского.
После этого актриса снималась много. Но опять в основном в ролях второго плана. Кроме уже названных мною фильмов, наиболее известными картинами с участием Булгаковой были "Сердце Бонивура", "Прощание славянки", "Женитьба", "Егор Булычов и другие", "Василий и Василиса", "Похороны Сталина" и целый ряд других картин.
Но для меня главным фильмом в творчестве Майи Булгаковой является "Скуки ради", снятый в 1967 году режиссером Войтецким по мотивам произведения Максима Горького.
Фильм этот, незаслуженно забыт, его не демонстрируют по многочисленным телеканалам, а ведь картина получилась выдающаяся. Булгакова сыграла в этом фильме главную роль кухарки Арины. Некрасивой и ничем не примечательной, несчастной в своем одиночестве женщины. И когда стрелочник Гомозов (добротная работа Всеволода Санаева), предлагает ей зайти к нему на чай скуки ради, она с надеждой идет на эти отношения.
Нужно смотреть картину и видеть, как поменялась за короткое время Арина, как изменился ее взгляд, как надежда сменила безысходность. Актриса передавала все это просто с изумительной достоверностью. А в конце фильма, когда обитатели станции, узнав об их отношениях, устроили шутовскую свадьбу, Гомозов начал поддакивать, откровенно предав сожительницу. Арина молча слушала издевательства и поняв, что даже человек, с которым у нее были связаны надежды, предал ее, молча повернулась и ушла в степь, а утром ее нашли повешенной. Арина больше не захотела жить. Как Булгакова в финале картины передавала все эти чувства! Глазами, полными боли! Взглядом, сначала загнанным, потом - ищущим поддержки, полным отчаяния и наконец обреченным! Но не только это…
Никогда не забуду, как она уходила от измывающихся над ней людей. Камера снимала со спины, и как удалось Булгаковой передать чисто физически в своей поступи обреченность? Вся ее походка говорила о том, что в этом мире по-другому быть не могло, что предательство - в порядке вещей… Просто она обманулась, она надеялась и виновата только сама. Потрясающе! Эта роль актрисы была достойна "Оскара"!
Майя Булгакова получила награду, но не "Оскара", а диплом за лучшее исполнение женской роли на фестивале Закавказских республик и Украины. Но для меня, с того самого просмотра фильма "Скуки ради", Булгакова стала актрисой планетарного масштаба.
Двадцать пять лет тому назад, 1 октября Майя Григорьевна попала в автокатастрофу. Врачи не смогли ничего сделать и 7 октября великой актрисы не стало. Майи Григорьевне Булгаковой было 62 года.