Несметное количество ролей, которые воссоздал Олег Басилашвили на экране и на сцене, всегда потрясали зрителей удивительной убедительностью, благодаря точным нюансам, которые находил в характерах своих персонажах великий актер.
Многие выдающиеся актеры приходили в искусство случайно, благодаря стечению обстоятельств. Однако, что касается Басилашвили, то он с самых ранних лет грезил театром. Родился он Москве 26 сентября 1934 года в интеллигентной семье. Отец был руководителем политехникума, а мать - доктором филологии. Корни отца уходили в Грузию. Дед Олега носил фамилию Бачило, отца фамилию сделали на русский лад Басилов, но он через некоторое время восстановил на грузинский манер - Басилашвили. Родители не препятствовали Олегу, и он начал идти навстречу своей мечте.
Олег Басилашвили поступил в престижнейший вуз-школу - студию МХАТ на курс выдающегося актера и педагога Павла Массальского. Его однокурсниками были будущие мегазвезды советского театра и кино – Михаил Козаков, Евгений Евстигнеев, Татьяна Доронина.
За красавицей Дорониной мужчины ходили табуном, но только Басилашвили смог обаять недоступную Таню, и уже в 55 году они стали супругами. Вначале все в этом браке протекало нормально. После окончания вуза Доронину приглашали несколько столичных театров, но Басилашвили распределили в Сталинградский драмтеатр, и жена отправилась за мужем. Но вскоре они оказались в родном городе Дорониной Ленинграде. Через некоторое время великий Товстоногов поражается талантом Дорониной и приглашает ее в свою труппу БДТ. Восходящая звезда ставит условие, чтобы в труппу приняли и обеспечили ролями и ее мужа. Великий мэтр режиссуры так был покорен талантом и красотой Дорониной, что принял все ее условия.
Доронина вскоре стала примадонной БДТ, а Басилашвили долго был незаметен. Однако, характер Татьяны Дорониной с пришедшим ей успехом сильно изменился не в лучшую сторону и она, конфликтуя с Товстоноговым, решает покинуть БДТ. В 1963 году она разводится с Басилашвили. По словам актера, он благодарен Дорониной, что она была инициатором их расставания.
Басилашвили остался в БДТ и своим талантом и упорством добился того, что стал одним из ведущих актеров труппы Товстоногова. Он создал огромное количество ролей, которые навсегда остались в славной летописи театра. Мамаев в "На всякого мудреца довольно простоты", Серпуховский в "История лошади" по Л.Толстому, Басов в "Дачниках" М.Горького, Хлестаков в "Ревизоре" А.Грибоедова и много других персонажей, созданных Басилашвили, производили фурор среди театралов.
В кино дела у Басилашвили шли не так удачно, как в театре. Он играл в основном роли второго плана, но все же его работы, как например в фильмах "Гранатовый браслет" и "Старшая сестра", запомнились зрителям. Очень достоверен был актер в роли Каренина в фильме Венгерова "Живой труп" по произведению Л.Толстого.
Но широкая всесоюзная известность пришла к Басилашвили все же позже. Конец 70-х и начало 80-х годов ознаменовались знаковыми ролями Басилашвили в кино. Известно, что роль Ипполита в "Иронии судьбы" должен был играть он, однако из-за смерти отца актер отказался от заманчивого предложения. Но Рязанов был тверд в намерении привлечь Басилашвили и предложил ему роль Самохвалова в своем культовом фильме "Служебный роман". Басилашвили с удивительной точностью передал мелочность и низость этого персонажа, который скрывал все это за маской преуспевающего и импозантного чиновника.
Эта роль принесла Басилашвили неслыханную популярность. Вслед за Рязановым, другой великий советский комедиограф - Георгий Данелия решает снимать обладающего великолепными актерскими данными и большим внутренним содержанием Басилашвили в своей знаменитой ленте "Осенний марафон".
Актер создает образ инфантильного интеллигента Бузыкина с потрясающей убедительностью, и благодаря его работе и виртуозности его коллег Евгения Леонова, Марины Нееловой и Натальи Гундаревой и, конечно же, блестящей режиссуре, "Осенний марафон" стал фильмом, заслуженно внесенным в сокровищницу советской киноискусства.
Крупные актерские удачи продолжались. В 1980 году Басилашвили блистательно сыграл роль графа Мерзляева в фильме Э.Рязанова "О бедном гусаре замолвите слово". Актер был настолько органичен, что сумел несколько затмить положительных героев этой картины. Великолепная работа!
Великий режиссер Эльдар Рязанов, как известно, был далек от сантиментов. Он привлекал к работе над своими фильмами только самых талантливых и требовал от них многое. После "О бедном гусаре…", вероятно, Рязанов убедился, что Басилашвили может сыграть абсолютно все, и предложил ему роль в своем очередном шедевре "Вокзал для двоих". Актер блистательно сыграл роль музыканта Платона Громова - мягкого , интеллигентного и воистину благородного человека! Дуэт великих Басилашвили и Гурченко в этой великолепной картине Рязанова был бесподобен!
После такой ювелирной актерской работы Олег Басилашвили прочно вошел в обойму великих советских актеров. В 1993 году он играет роль Горюнова в еще одном фильме Рязанова "Предсказание". Он, как всегда, прекрасно справился с ролью в фильме, где его партнершей была известная французская актриса Ирен Жакоб.
Актер продолжал плодотворно работать в театре, а в кино в связи с кризисом, вызванного развалом СССР, на время перестал сниматься. Однако, уже начиная с конца 90-х он вновь появляется на экране. "Судья в ловушке", "Что сказал покойник", " Яды, или Всемирная история отравлений", "Романовы. Венценосная семья" , ну и в суперпопулярном сериале "Бандитский Петербург" Басилашвили создает запоминающие образы.
Однако, в творчестве Басилашвили в XXI веке особняком стоят два телевизионных художественных фильма великого режиссера Владимира Бортко. В 2003 году актер блестяще создал образ генерала Епанчина в экранизации великого произведения Ф.М. Достоевского "Идиот". А потом через два года в экранизации Бортко "Мастера и Маргариты" неповторимого Михаила Булгакова Басилашвили потрясающе сыграл Воланда!
Актер продолжает работать в театре, к предложениям сниматься в кино относится весьма взыскательно. Басилашвили всегда относился к себе очень требовательно. Несмотря на некоторую схожесть персонажей, которых ему предлагали сыграть, актер умудрился ни разу не повториться, каждый раз находя для очередного образа индивидуальные черты, при этом оставаясь Басилашвили – с интеллигентной внешностью, тонкой иронией и мягкостью даже в твердости.
Присоединяясь к многомиллионной аудитории поклонников таланта великого актера, пожелаем Олегу Валериановичу Басилашвили крепкого здоровья и, благодаря его за прошлые актерские шедевры, выражаем надежду, что он продолжит нас ими восхищать и в будущем.