Вся наша жизнь — игра: чем сегодня живут бакинские театралы

© Photo : FotodomАзербайджанский Государственный Академический Национальный Драматический Театр в Баку
Азербайджанский Государственный Академический Национальный Драматический Театр в Баку - Sputnik Азербайджан
Подписаться на
Sputnik Style выяснил, как себя чувствует современный азербайджанский театр и чего ему недостает

Неудобные спинки стульев, зевающие соседи по партеру, пафосные монологи, пафосные декорации — все это уже давно в прошлом. Театр сегодняшнего дня стал куда демократичнее и теперь говорит на гораздо более простом и понятном зрителю языке.

Все очевиднее становятся различия между традиционным и новым театром, который постоянно находится в поиске смыслов, форм и эстетических приемов.

А сможет ли сцена Баку удивить заядлого театрала? Того, который уже давно не брал в руки бинокль, но совершенно точно ходил на постановки site-specific? Sputnik Style постарался это выяснить

Театр «ƏSA» («Трость»)

За словом «ƏSA» скрывается аббревиатура, которая расшифровывается как əngəlsiz, sərhədsiz, azad — «беспрепятственный, безграничный, свободный». Эти определения в полной мере отражают атмосферу и концепцию студии.

Театр в 2016 году создал Нихад Гуламзаде. В свою труппу он целенаправленно собирал исключительно актеров с ограниченными возможностями.

Первой постановкой стала психодрама DUMB!, а позже театр взялся за более классические произведения, в числе которых шекспировский «Сон в летнюю ночь» и повесть Джона Стейнбека «О мышах и людях».

К сожалению, у театра все еще нет собственного помещения и репетиционной базы. Надеемся, к своему третьему юбилею в сентябре этого года у «ƏSA» появится спонсор.

© Photo : Facebook / ƏSA Teatrı / ESA TheatreСпектакль «О мышах и людях» в постановке театра «ƏSA»
Вся наша жизнь — игра: чем сегодня живут бакинские театралы - Sputnik Азербайджан
Спектакль «О мышах и людях» в постановке театра «ƏSA»

Театр пантомимы

Пантомима стара как мир: жанр зародился еще во времена Римской империи. Но почему же она популярна и по сей день? Дело в универсальности языка тела и мимики. Они понятны каждому зрителю без перевода, на подсознательном уровне, и часто заставляют сопереживать героям гораздо сильнее, чем монологи.

Кстати, в Азербайджан пантомима пришла не так уж и давно: Бахтияр Ханызаде создал театр-студию пантомимы «Сборище сумасшедших» в 1994 году. Оригинальное название отсылает к одноименной комедии известного азербайджанского писателя-сатирика Джалила Мамедкулизаде.

Сейчас театр располагается в здании кинотеатра «Шафаг» и активно гастролирует.

© Photo : Официальный сайт Театра ПантомимыСпектакль из репертуара Театра пантомимы
Вся наша жизнь — игра: чем сегодня живут бакинские театралы - Sputnik Азербайджан
Спектакль из репертуара Театра пантомимы

Театр «Ибрус»

На данный момент активная деятельность «Ибруса» поставлена на паузу.

В начале 2000-х Рустам Ибрагимбеков — советский и азербайджанский писатель, кинодраматург и кинорежиссер, соавтор культовых фильмов «Белое солнце пустыни», «Утомленные солнцем» и «Сибирский цирюльник» — задумался о создании театра.

Реализация получилась действительно удачной: «Ибрус» подкупал сразу несколькими особенностями: прежде всего талантливой актерской игрой, камерностью, отсутствием сцены (действие происходило буквально на расстоянии вытянутой руки) и минималистичными декорациями.

Но больше всего зрители полюбили «Ибрус» за возможность не расходиться по домам сразу после спектакля, а поболтать с артистами в буфете театра.

© Photo : Фонд AZTEATRФрагмент спектакля «Похожий на льва» из репертуара театра «Ибрус»
Вся наша жизнь — игра: чем сегодня живут бакинские театралы - Sputnik Азербайджан
Фрагмент спектакля «Похожий на льва» из репертуара театра «Ибрус»

Вывод

Не станем отрицать: театральная сцена Баку действительно развивается, но все же пока ей не угнаться за темпом европейской и американской школы.

Какие из актуальных трендов стоило бы воплотить в Азербайджане по версии Sputnik Style?

1. Иммерсивность                  

Под модным словом «иммерсивность» мы подразумеваем полное погружение в театральное представление. Этот тренд предполагает разрушение «четвертой стены» между зрителями и актерами. Вы попадаете в игровое пространство, полное вымысла. Представление становится интерактивным, и впечатление от постановки зависит лишь от вашего опыта и степени вовлеченности.

Сцена нечасто служит локацией для иммерсивных постановок. Чаще это особняки, общественные пространства, городские улицы, отели, а однажды действие происходило даже в психиатрической клинике.

В новом театре нет строгих правил: постановки отличаются той или иной «степенью» иммерсивности. К примеру, иногда актеры ведут за собой зрителей и действуют по четкому сценарию. А случается и наоборот: актеры отталкиваются от слов, действий и шагов зрителя, и тогда уже на ваши плечи ложится судьба всей постановки.

К слову, популярность это течение приобрело не так давно — в 2009 году. Тогда в Нью-Йорке состоялась премьера шоу Sleep No More от театральной компании Punchdrunk. Концепция заключалась в переосмыслении шекспировского «Макбета» в стилистике классических триллеров Альфреда Хичкока. Именно в такой обстановке зрители бродили по коридорам заброшенного отеля McKittrick и в каждом новом пространстве наблюдали за развитием очередного сюжетного витка.

Что посмотреть:

  • Санкт-Петербург

Театр Rimini Protokoll — «Утополис Петербург»

  • Буэнос-Айрес

Teatro Cervantes — «Yo escribo. Vos dibujás» («Я пишу. Вы рисуете»)

© Photo : KFDA/Ignacio IasparraФрагмент спектакля Федерико Леона «Я пишу. Вы рисуете»
Вся наша жизнь — игра: чем сегодня живут бакинские театралы - Sputnik Азербайджан
Фрагмент спектакля Федерико Леона «Я пишу. Вы рисуете»

2. Документальность

Документальный театр, или так называемый вербатим (от латинского «дословно»), отличается от традиционных театральных постановок тем, что в нем актеры произносят «реальные» монологи, не предназначенные для сцены и не написанные драматургом. Более того, часто в постановках задействованы непрофессионалы.

У документального театра гораздо более долгая история, нежели у того же иммерсивного: первое вербатим-представление появилось еще в 1925 году. Это был спектакль известного немецкого коммуниста Эрвина Пискатора «Несмотря ни на что».

С тех пор интерес к документальности в театре можно назвать волнообразным. За минувшие годы темы постановок варьировались от протоколов Франкфуртского суда над нацистами до публичных выступлений руководства США и Великобритании перед началом войны в Ираке.

Нужно понимать, что при помощи документальной составляющей театр пытается угнаться за бешеным темпом нашей жизни. Реалистичные монологи об острых проблемах и противоречиях гораздо быстрее и проще переносить на сцену, нежели многослойные и детально продуманные пьесы.

В отличие от экспериментальных постановок документальные спектакли смотрятся куда более свежо и человечно, ведь присущий им реализм способен вызвать в зрителе глубокую рефлексию и чувство эмпатии.

Что посмотреть:

  • Женева

Театр Rimini Protokoll — Granma. Les trombones de la Havanne («Granma. Тромбоны Гаваны»)

  • Берлин

Театр She She Pop — «Оратории»

© Photo : Rimini Protokoll/Ute Langkafel MAIFOTOФрагмент спектакля «Granma. Тромбоны Гаваны»
Вся наша жизнь — игра: чем сегодня живут бакинские театралы - Sputnik Азербайджан
Фрагмент спектакля «Granma. Тромбоны Гаваны»

3. Экспериментальность

Современный театр радует зрителей совершенно разными тенденциями. Некоторые постановки выходят за пределы привычных рамок. Порой и вовсе можно смело констатировать, что сегодня для хорошей постановки уже не обязательны ни сцена, ни декорации, ни сюжет, ни актеры, ни работа режиссера.

Конечно, безбашенных и при этом «прорывных» театральных студий еще маловато, зато каждая их постановка — настоящая мини-сенсация. Чтобы не быть голословными, приведем несколько примеров.

Амбициозная британская театральная студия Rotozaza точно понравится тем, кто в детстве мечтал стать актером, но был вынужден выбрать другую профессию.

Компания известна своим мировым проектом Etiquette, созданным в 2007 году. Концепция в том, что зрители по парам садятся в кафе и надевают наушники. Дальше суфлер подсказывает им, что делать с реквизитом на столе, что произносить и как выстраивать отношения с партнером. Помимо этого, постановку дополняют сцены из фильмов Жан-Люка Годара и пьес Ибсена.

В 2008 году на Авиньонском фестивале прошла громкая премьера «Вещи Штифтера» авторства Хайнера Гёббельса. Эту постановку называют своеобразным философским эссе. На протяжении всего спектакля на сцене отсутствуют актеры. Зритель только слушает плеск воды, звуки фортепиано и наблюдает за сменяющими друг друга пейзажами.

Вы спросите себя: если актеры не нужны от слова «совсем», быть может, их могут заменить хотя бы и неодушевленные предметы? И будете правы: в 2015 году британская театральная компания Forced Entertainment выпустила спектакль «Столешница Шекспира», который наглядно демонстрирует именно такой подход. Суть постановки в том, что актеры комично пересказывают сюжеты шекспировских пьес, сидя за столом и используя повседневные предметы быта, олицетворяющие персонажей произведений.

Что посмотреть?

  • Москва

Театр Magic Garden / «Гоголь-центр» — «Questioning / КТО ТЫ?»

  • Берлин

Театр Rimini Protokoll — 100% Berlin

© Photo : Гоголь-центрСпектакль «Questioning / КТО ТЫ?» предлагает зрителям стать участниками уникального совместного опыта
Вся наша жизнь — игра: чем сегодня живут бакинские театралы - Sputnik Азербайджан
Спектакль «Questioning / КТО ТЫ?» предлагает зрителям стать участниками уникального совместного опыта
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
В ЭФИРЕ
Заголовок открываемого материала