БАКУ, 23 июн — Sputnik, Муса Мурадлы. Небольшая суфийская могила в селе Зангишалы в Агдамском районе веками остается для местных жителей священной. И сегодня люди верят, что в ней похоронен один из известных суфийских дервишей.
Об этой могиле региональному корреспонденту Sputnik Азербайджан рассказал житель села Хагани Гулиев.
Стоит отметить, что Гулиев – личность весьма необычная, интересная и незаурядная. В свои 53 года он ничуть не слабее молодых, а скорее наоборот, способен делать такое, что многим не под силу.
Сложные упражнения, элементы на турнике, удержание тяжелых камней, стоя на битом стекле, умение сдвинуть своим, казалось бы, немощным телом сразу два автомобиля – это лишь малая часть того, что может сельчанин.
Вместе с тем, Гулиев человек начитанный и образованный. Он с интересом рассказывает об истории родного края, цитирует отрывки из эпоса "Деде Горгуд". В беседе с региональным корреспондентом Sputnik Азербайджан Гулиев рассказал, что Зангишалы - одно из наиболее древних поселений человека на территории Азербайджана.
Сегодня оно окружено селами Баят, Уч оглан (раньше оно называлось Уч ох, что в перевода означает три стрелы), Хындырыстан (видоизмененное от Хызырыстан, название связано с именем почитаемого как в исламе, так и в христианстве, а также в иудаизме пророка Хызыр или Хыдыр, в Библии - это пророк Илия), а также Гузанлы (этимология названия села связана с именем Газанхана из эпоса Деде Горгуд, в древности место называлось Газанлы).
Что касается этимологии названия Зангишалы, то, по словам Гулиева, оно связано с жившим на этой территории тюркоязычным племенем занги: "В свое время, для того, чтобы быть поближе к Великому шелковому пути, торговать с проходившими рядом караванами, они переселились вверх на два километра от крепости Баят. Продавали там сотканные своими руками шали, выкрикивая "занги шалы" (то есть шаль зангинцев - ред.). Шаль зангинцев была так же известна, как и шелк или пахлава шекинцев".
Одной из главных ценностей села, по мнению Гулиева, является одинокая могила, расположенная между двумя большими каркасами. Камень у изголовья возвышается примерно на полметра, но сама могила почти полностью ушла под землю.
"Люди веками приходят сюда, приносят дары, молятся, просят о помощи. Сегодня могила находятся на территории частного владения, но все равно она остается нетронутой и открытой для всех", - сказал он. 2019 год, как известно, объявлен Годом Насими, который, помимо прочего, вошел в историю как один из ярких представителей идеологии суфизма.
И теперь Гулиев надеется, что в число работ, проводимых в этой связи, войдут также исследования данного суфийского захоронения. Он не исключает также, что могила принадлежит кому-то из известных последователей Насими.
"Племя занги, как и афшары, было очень большим. Зангезур, Зангилан, Зангивар, Зангене, Зангишалы – все эти топонимы связаны с местами проживания зангинцев", - продолжает он.
Наши предки, продолжает он, жили на этих землях тысячи и сотни тысяч лет, и теперь мы обязаны бережно хранить то, что досталось от предков.
"Вот, к примеру, у нас была найдена печать, относящееся к XV-XVI векам с надписью на арабском, в переводе означавшей "Вольный народ Зангишалы". А в середине были изображены луна и звезда. Но печать была потеряна. Нельзя так безответственно относится к истории", - возмущается сельчанин, не теряющий надежду, что отечественные историки все же обратят внимание на эту древнюю могилу и займутся ее исследованием.