Новости

Люди, которые ковали Победу: история семьи Шнеер из Баку

© Sputnik / Evgeniy Haldey / Перейти в фотобанкПарад Победы на Красной площади в Москве 24 июня 1945 года в ознаменование разгрома фашистской Германии во Второй мировой войне 1939-1945 годов
Парад Победы на Красной площади в Москве 24 июня 1945 года в ознаменование разгрома фашистской Германии во Второй мировой войне 1939-1945 годов - Sputnik Азербайджан
Подписаться
Сегодня - 74-я годовщина Победы в Великой Отечественной войне, и мы еще раз вспоминаем героев, благодаря которым живы. Читайте историю семьи Шнеер.

Камилла Алиева, Sputnik Азербайджан

Годы летят неумолимо. Все больше времени нас отдаляет от страшных годов Великой отечественной войны. Живые ее очевидцы по сей день не забывают, как выстояли, как выдержали, как остались в живых, но с каждым годом их становится все меньше.

© Sputnik / Камилла АлиеваИрина Рыбакова, дочь ветерана ВОВ, ОКР "СМЕРШ"
Люди, которые ковали Победу: история семьи Шнеер из Баку - Sputnik Азербайджан
Ирина Рыбакова, дочь ветерана ВОВ, ОКР "СМЕРШ"

Кроме воспоминаний у ветеранов остались ордена и медали, а за каждой наградой - своя история и свои герои, о которых рассказывают уже их дети и внуки.

Sputnik Азербайджан узнал, как хранит память о своих родителях Ирина Рыбакова – дочка ветерана ВОВ, награжденного орденом Отечественной войны II степени, старшего лейтенанта военной контрразведки ОКР "СМЕРШ" Вульфа Ильича Шнеера.

Папа был мягким, а мама - более строгой

Со слезами на глазах Ирина Рыбакова вспоминает фронтовую молодость своих родителей, которых потеряла не так давно.

- Вульф Ильич Шнеер, 1917 года рождения, – мой папа, который прошел ВОВ с первого до последнего дня. Я до сих пор помню его таким же красивым, как на фотографиях, которые храню, как зеницу ока. Папа был совершенно не военного нрава - он был мягким, с хорошим чувством юмора, полный внимания и заботы. Мама, наоборот, была построже.

© Sputnik / Камилла АлиеваФотографии из личного архива Ирины Рыбаковой
Люди, которые ковали Победу: история семьи Шнеер из Баку - Sputnik Азербайджан
Фотографии из личного архива Ирины Рыбаковой

В мае 1941 года папа был направлен на фронт, но его очень быстро перевели в группу контрразведки ОКР "СМЕРШ" (сокращение от "Смерть шпионам!"), где он принимал непосредственное участие в операциях по очищению тылов Красной армии от врагов.

Когда началось наступление советских войск, папа остался работать в Югославии по выявлению немецкой агентуры. О своих подвигах он никогда подробно не рассказывал, учитывая подписку о неразглашении деятельности на долгие годы. Я с детства помню только общие слова и рассказы.

На фронте папа познакомился с моей мамочкой, которая также работала в их группе разведки. В 1944 году они зарегистрировали свой брак под пулями – это был почти День влюбленных - 15 февраля.

Свадьбы не было, расписались в военных шинелях, а свидетельство о браке получили на простом тетрадном листе. Только спустя год им выдали официальный документ. Кстати, папа с мамой родились в один день – 25 декабря, только мама была на год старше.

Живая память поколений: когда букет сирени напоминает войну и вызывает слезы >>l

Справка

За время работы в опергруппе в тылах войск второго Украинского фронта Шнеер вскрыл и ликвидировал одну террористическую и одну диверсионную группу в составе четырех и семи человек, а также выявил и арестовал 19 активных членов и руководителей НСДАП, Гитлерюгенда и других фашистских партий и организаций.

А мама вслед за папой по военным гарнизонам…

© Sputnik / Камилла АлиеваФотографии из личного архива Ирины Рыбаковой
Люди, которые ковали Победу: история семьи Шнеер из Баку - Sputnik Азербайджан
Фотографии из личного архива Ирины Рыбаковой

После окончания войны папа остался работать в Югославии, а маму еще в конце 1944 года демобилизовали – она была беременна и увидела своего мужа только в 1947 году.

Вернувшись на родину, папа продолжил служить в войсках внутренних дел. Мама все время ездила за ним по военным городкам, гарнизонам, воспитывала меня с сестрой. Но мы уже подросли и нам нужно было как-то устраиваться по жизни, более того, мама не переносила другого климата и постоянно болела, и папа, оставив все, приехал с нами в Баку.

Кстати, место, где сейчас находится наш дом, папа помнил еще до фронта. На этом самом месте он проходил полевую учебу: копал окопы, взрывал гранаты и если бы он знал, что будет жить на этом же месте несколько лет спустя, никогда бы не поверил, - он сам говорил об этом с улыбкой на лице.

Папа умер еще в 90-х годах. Ему сделали операцию, удалив опухоль, и, видать, не совсем удачно. А мамы нет в живых вот уже восемь лет - она пережила папу на двадцать три года и до самого последнего дня помнила о нем и скучала.

Семья Шеметовых-Гусейнзаде встречает праздник "со слезами на глазах" >>

Я пошла по стопам мамы и получила экономическое образование, проработав эти годы бухгалтером в разных организациях. У меня есть дочь - она вышла замуж и уехала жить в Америку, там уже растут двое внуков, которые также знают о подвигах своего прадедушки.

Но, увы, время настолько быстротечно, поколения так быстро сменяют друг друга, что свидетелей героизма тех лет остается с каждым днем все меньше. Сохранить бы нам все это...

Сейчас в Баку я осталась одна – родственников здесь у меня здесь нет. Но я по сей день ищу сведения о старшем брате мамы - Павле Матвееве, который участвовал в битве за освобождение Керчи и без вести пропал.

Прошли через самое страшное и остались живы

Ночи в окопах, ранения, смерть товарищей, долг, победа со слезами на глазах - в чем-то истории участников Великой Отечественной войны схожи. Все они прошли через самое страшное и остались живы, а Ирина Рыбакова не устает благодарить тех, кто освободил их.

"Большое спасибо и поклон всем тем, кто освободил нас. В общей сложности погибло 12 миллионов человек, а из них шесть миллионов - только евреи. Это было колоссальное уничтожение нации и то, что кто-то сумел выжить - просто чудо. Кто знает, беседовали бы сейчас мы с вами или нет..." - заключила Рыбакова, еще раз поздравив ветеранов войны с праздником.

Лента новостей
0