Сегодня в Нью-Йорке в Metropolitan Museum of Art’s The Costume Institute официально открывается выставка Camp: Notes on Fashion («Кэмп: модные записки»).
К описанию экспозиции и смысловому содержанию слова «кэмп» мы вернемся ровно через два абзаца, а пока расскажем о значении ежегодного благотворительного бала, предваряющего выставку Camp.
Парадная ночь Met Gala, отгремевшая сутки назад, одна из самых ожидаемых в году для всего мирового модного сообщества. К каждой Met Gala затейливые организаторы вот уже 48 лет прикрепляют некую костюмную концепцию для гостей. Темами элитной вечеринки, входной билет на которую стоит 30 тысяч долларов, были и супергерои, и католическая вера, и французская Прекрасная эпоха — фантазия устроителей год за годом бьет ключом (примечание: на этот раз, очевидно, по голове).
На мероприятие созывают представителей высшего звездного общества мира — знаменитости каждый раз стараются перещеголять друг друга. Как участники вечера, так и их дизайнеры готовятся к Met Gala похлеще, чем к недельникам кутюрных и круизных мод.
Сюжетом нынешней тусовки был избран так называемый кэмп (от французского se camper, «чрезмерная манерность»). Путевку в жизнь этому термину дала американская квазиинтеллектуалка писательница Сьюзен Зонтаг в своем эссе «Notes on “Camp”» 1964 года. На страницах своей работы Зонтаг нарекла кэмпом всякую любовь к неестественному, искусственному и преувеличенному.
Куратор нынешней нью-йоркской выставки Эндрю Болтон объясняет значение кэмпа так: «Если люди становятся карикатурой на самих себя — это кэмп».
Итак, кэмп. Треш. Вульгарность. Бред. Самоирония. Называйте как угодно. На самом деле подобные эксперименты красят мало кого — ни женщин, ни мужчин, ни даже лиц актуального третьего пола. Уж очень малый процент людей способен действительно ловко съюморить и удачно поизгаляться над модой и собой любимым — равно как и над недостатками того и другого.
К слову, о третьем поле. На прошедшей Met Gala актер Майкл Ури (наряженный в вещи бренда Christian Siriano) запутался, кто он и что: надел полуплатье-полусмокинг и обувь выбрал под стать. Девчачьей стороне Ури достался грубый ботинок, а ноге в мужской штанине — элегантная туфелька.
Славно вырядился еще один голливудец — Джаред Лето: влез в не самое удачное платье (красная радость в пол его сильно полнила) и дополнил образ собственной отрезанной головой — ее он почтительно придерживал в крепких волосатых руках всю ночь напролет. Фамильная ценность, не иначе.
Кэти Перри полчаса провела у модисток, пытаясь забраться в платье-люстру от Moschino.
И это не все — после пары часов работы осветительным прибором певица переоделась в костюм салатной начинки гигантского чизбургера. Случилось это прямо в музейном туалете.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Леди Гага сменила один за другим четыре комплекта от Brandon Maxwell, каждый раз все больше оголяясь. В итоге певунья осталась практически неглиже.
Молодой, но уже совсем странный человек артист Эзра Миллер наустраивал кавардак на собственном лице: визажистка-юмористка Мими Чой наваяла на лбу и щечках Миллера множество его же глаз.
В какой-то момент глаза редакторов Sputnik Style уже натурально заболели от картинок бала: ни костюм «египетский бог с крылышками» актера Билли Портера от марки The Blonds, ...
... ни наряд суперзлодея-титана Таноса от Moschino супермодели Беллы Хадид не радовали нас.
Не удалось возрадовать наши взоры и рэперше Карди Би в алом платье Thom Browne с длиннющим шлейфом — она не могла ступить и шагу. Уж слишком все это нелепо смотрелось. Самоирония, говорите? Не очень удачная, ответим мы.
Даже обсуждаемый всеми модными блогерами США наряд Золушки актрисы Зендая (который волшебной палочкой «зажег» стилист Лоу Роуч) вызывал ощущение, что его заказали по интернету на Ali Express — в разделе «карнавальные костюмы для детей младшего школьного возраста».
На фоне всех этих чудес довольно бодро смотрелись разве что Бенедикт Камбербэтч в наряде то ли лорда, то ли сутенера от Labassa Woolfe и скромница Софи Хантер в Valentino.
Селин Дион в наряде тронувшейся дряхлой птицы на излете лет от Oscar de la Renta,
Диана фон Фюрстенберг в роли статуи Свободы (тут должен быть смайл с закатывающимися глазами),
Томми и Ди Хильфигеры, сшившие себе парные костюмы из американского флага (издевка над национальным штандартом — это уголовное преступление у вас там на родине, ребят),
Кайли и Кендалл Дженнер, обе в Versace, обе похожие на загулявших див провинциального кабаре… Нет, все это — не то. Более того, это даже скучно. А знаете почему?
Отчего никакие гранд-декольте больше не вызывают эмоций, а голые ляжки и грудь напоказ сливаются в единый фон? Почему ничто уже не удивляет, не эпатирует, но вызывает скорее ощущение сочувствия и некоторой неловкости? Потому что весь этот безумный цирк мы уже сотни раз видели. Потому что мы привыкли. Потому что настоящих художников почти не осталось — все только копируют друг друга. Мы устали от внешнего шума, от перепостмодернизма, от штампованных героев инстаграма и эстетики сегодняшних шаблонных провокаций. Давайте хоть раз попробуем на важнейшей церемонии обойтись без крикливых нарядов, диких сочетаний и сумасшествия. Кажется, это и будет настоящим и действительно любопытным безумием.