БАКУ, 20 мар — Sputnik, Зарина Оруджалиева. Азербайджан нуждается в разработке национальных стандартов эксплуатации автомобилей с встроенными газовыми системами.
Об этом Sputnik Азербайджан заявил глава иностранной компании Ecoqaz Atiker Ильхам Тайши, который работает на рынке установки газовых систем в автомобилях.
С каждым годом в Азербайджане становится все больше автомобилей. В настоящее время количество транспортных средств достигло 1,389 миллиона - при этом все больше автовладельцев устанавливают на свои машины газовые системы. И хотя сжатый газ как топливо является самым дешевым в стране (0,4 гяпика за литр метана), однако порой переоборудованный под это горючее автомобиль всегда представляет определенную опасность.
Ввиду этого автомобилисты, переоборудовавшие свои машины газовыми системами, должны пройти регистрацию в экзаменационно-регистрационных отделениях Главного управления государственной дорожной полиции, заявил глава отдела по связям с общественностью Главного управления государственной дорожной полиции Баку Вагиф Асадов. В противном случае водитель может быть привлечен к административной ответственности.
Главные автосалоны мира. Обозрение с азербайджанским акцентом>>
Кстати, зарегистрировав автомобиль, дорожные полицейские пошлют его на проверку в одну из двух сертифицированных компаний, занимающихся установкой и обслуживанием газовых систем в стране. Надо сказать, что одной из таких и является компания, которую возглавляет ранее упомянутый Ильхам Тайши.
Оборудование есть, а закона нет
Тайши работает с газовыми автомобильными системами многие годы. Вот уже полтора года он привозит их из Турции. Компания сама оборудует автомобили под работу с газом, проводит диагностику и выдает гарантийные сертификаты. Кроме того, проверяет, насколько другие газовые системы, установленные не ими, соответствуют качеству. Но несмотря на все это Тайши уверяет, что пока в стране нет национальных стандартов, которым должно бы соответствовать газовое оборудование в автомобилях, поэтому приходится применять турецкие стандарты.
"Через каждые 10 тысяч километров пробега автомобиль должен проходить диагностику. Это входит в гарантию эксплуатации газовых систем и делается в первую очередь для того, чтобы проверить герметичность. Человек не всегда может определить утечку газа невооруженным глазом. Для этого нужны специальные детекторы, которые способны определить неполадки", - отметил специалист.
Самой важной частью всей системы является бак для горючего. В оборудовании, установленном турецкой компанией, он имеет определенный срок эксплуатации.
По словам Тайши, согласно законам Турции его необходимо менять раз в десять лет. В противном случае автомобиль могут отправить на штрафную площадку. В Азербайджане пока таких ограничений нет.
Однако имеется достаточно газовых систем, изготовленных кустарным способом из отдельных запчастей, привозимых из Китая, Кореи, Польши и других стран. В таком случае никто не отвечает за безопасность водителя. Кроме того, в Азербайджан привозят много машин из Грузии с уже встроенной газовой системой. Эксперт предполагает, что очень скоро подобные дешёвые модификации могут стоить кому-то жизни.
Экономист объяснил, почему Трамп не хочет высоких цен на нефть>>
Кстати, в настоящее время цена на сертифицированные газовые системы варьируется в пределах 800-1200 манатов в зависимости от количества цилиндров. Некоторые предприниматели предлагают купить газовую систему даже в рассрочку.
Но уже скоро подобные устройства будут встраиваться в автомобили прямо на автозаводах. Например, на заводе Khazar в текущем году планируется произвести до трех тысяч автомобилей, работающих на сжатом природном газе.
Разработчики утверждают, что за таким транспортом будущее. Автомобили, работающие на электричестве и газе, считаются экологически чистыми. А вот вслед за новой линейкой транспорта появится острая необходимость в заполнении пробелов в законодательстве.