БАКУ, 28 окт — Sputnik, Шахпери Аббасова. Веками келагаи для азербайджанской женщины был не просто головным убором, но и символом ее чести и целомудрия. Мастера и ремесленники в различных областях Азербайджана до сих пор хранят традиции изготовления этого национального женского головного убора, внесенного в репрезентативный список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.
Одним из традиционных шелковых регионов является Шекинский район. Амираслан Шамилов — мастер келагаи с почти полувековым опытом, рассказал в беседе с региональным корреспондентом Sputnik Азербайджан, что ремесло это передавалось в их семье из поколения в поколение.
"Мой отец Шовкет-Зия Саркаров был одним из самых известных мастеров по выделке келагаи. Раньше у нас была отдельная мастерская по производству шелка. Но в 1995 году из-за нехватки сырья нам пришлось приостановить работу" — вспоминает мастер.
Шамилов в настоящее время является председателем Шекинской ассоциации ремесленников, созданной в 2001 году. "Гейдар Алиев освободил ремесленников от всех налогов. Он высоко ценил ремесла, по его указанию в "Верхнем караван-сарае" в Шеки для 26 ремесленников были выделены магазины. Один из них стал моим", — говорит мастер, по словам которого основные покупатели в лавках — иностранные туристы.
Два года подряд — в 2015-м и в 2016-м — работы Шамилова отбирались для участия в организованном Фондом Гейдара Алиева в Париже "Азербайджанском городке". На выставке келагаи мастера вызвали большой интерес посетителей, среди которых было много гостей из различных стран Европы.
В годы, когда ремесло переживало не самые лучшие времена, Шамилов делал все, что было в его силах, чтобы сохранить его — собирал шелк у старожилов, реставрировал старые келагаи.
Мастер жалуется, что в нынешнем глобальном мире многие люди не хотят осваивать древние профессии. А чтобы освоить умение создавать шелковые платки, нужны упорство, терпение и годы учебы: "Нельзя стать мастером, просто проведя рядом со мной пять-десять дней. Для этого нужны годы. Я учился у отца 30 лет. Помимо отца, я старался перенять знания и у других мастеров. Мой сын не может быть таким же мастером, как и я, потому что у него нет ни такого терпения, ни желания. Кроме этого, я работал, учился со столькими мастерами, а он учится только у меня. К сожалению, дети других мастеров не стали продолжать ремесло своих отцов".
Келагаи, которые изготавливает мастер, стоят от 50 до 300 манатов. Высокие цены связаны прежде всего с нехваткой сырья. В советские времена шелководство бурно развивалось, кроме этого, краски привозили из России, рассказывает мастер.
В последнее время одна из самых больших проблем – отсутствие пунктов по приему сырья. Да и покупателей мало, вот и вынуждены мастера повышать цены на платки.
Для нанесения узоров используются специальные штампы (галибы) из дерева и железа. Шамилов в основном применяет старинные штампы, самому древнему из них более 200 лет. По словам мастера, в свое время это был целый набор из 15 штампов, теперь остался только один.
Узоры галибов выполнены в национальных традициях, в основном в форме буты: "Мы учитываем и пожелания заказчиков. У меня есть штампы, подготовленные для первых Европейских игр с лого Bakı-2015 и гранатом, наскальными рисунками Гобустана, с музыкальными инструментами — таром, кеманчей и гавалом, традиционными для мугама. Келагаи с такими орнаментами как правило предпочитают иностранные туристы".
Нанесение узоров требует ювелирной точности, небольшая ошибка может испортить всю работу. При этом она выполняется в определенных цветах.
По словам мастера, красящие вещества ему тоже достались от отца: "В настоящее время готовят келагаи по шаблону с помощью искусственных красителей. Но я не стану ради денег предавать наследие, которое мне досталось от предков".