БАКУ, 1 окт — Sputnik, Зарина Оруджалиева. Наступление осени несомненно ассоциируется с началом школы, уроков, занятий во всевозможных кружках, тренировок в спортивных секциях. Тысячам детей начать учебный год помогают заботливые родители. Но так повезло далеко не всем…
Футбол за колючей проволокой
Каждый день семнадцатилетний Мигдар Мамедов выходит на футбольное поле — он подолгу гоняет мяч, отрабатывает удары по воротам, бегает и разминается. Мигдар — профессиональный футболист, играет с раннего детства. Но вот уже больше года он вынужден тренироваться в окружении колючей проволоки.
С 2017 года Мигдар отбывает наказание за разбойное нападение в исправительном учреждении для несовершеннолетних при Пенитенциарной службе министерства юстиции АР. На свободу он выйдет еще через долгих восемь месяцев.
На свободе юноша играл в спортивном клубе "Кешля", и даже выступал в составе молодежной сборной Азербайджана. Вместе с командой успешно участвовал в турнирах, в товарищеских встречах не только в республике, но и в Турции, Грузии, России. Он даже может похвастаться многочисленными медалями и призами.
Футбол уже давно стал неотъемлемой частью его жизни, и даже жизнь в неволе не сломила парня. Все мысли Мигдара все равно там, на свободе, где его ждет любимый тренер, который обязательно найдет ему место в команде — ведь он обещал и еще ни разу не подвел.
А пока молодой футболист изо всех сил старается сохранить форму, а чтобы и другие ребята не скучали, собирает команду и устраивает "местные турниры".
Причину, по которой Мигдар был осужден, сам он считает ошибкой молодости, о которой очень жалеет. В свое время уголовное дело Мамедова наделало немало шума. Вместе со своим деверем он совершил на территории Бинагадинского района Баку разбойное нападение на гражданина Ирана и жителя столицы, а все потому, что те отказались оплатить в ресторане счет за четверых.
Черные воротнички
И вот теперь вместе с такими же как и он подростками Мигдар живет жизнью, которая отличается от той, что на воле. Да, дети здесь тоже каждый день ходят в школу. Но вместо белых отутюженных сорочек на них черные выцветшие футболки и брюки — форма общеобразовательной школы номер 45, расположенной прямо в стенах воспитательного учреждения.
Всего в школе учится 45 подростков-мальчиков от 16 до 18 лет, больше половины которых осуждены за кражи, разбои и нанесение телесных повреждений. Трое ребят отбывают наказание за убийство.
Начальство учреждения признается, что по этим детям можно изучить практически весь Уголовный кодекс. Правда, осужденных за мошенничество и наркотики среди них нет.
"До такого они пока еще не доросли", — говорят в учреждении.
Учеба не для всех
Сосед Мигдара по парте — не менее талантливый юноша, музыкант Субхан Джафаров. Выпускник музыкальной школы имени Шамси Байрамова, он профессионально играет на гармони и исполняет мугам (жанр азербайджанской традиционной музыки — ред.).
Субхану 16 лет, он провел за решеткой лишь малую часть наказания — десять месяцев, впереди еще три года и три месяца. О том, как он оказался тут, Субхан рассказывать не стал, отметив только, что с нетерпением ждет своего освобождения.
Его мечта — продолжить музыкальное образование в техникуме. Юноша даже согласился исполнить композицию, сыграв на гармони и подпевая своим мелодичным голосом.
Другой способный ученик — Замин Ализаде поставил перед собой цель — закончить учебу на отлично. Он мечтает получить водительские права, старательно изучает устройство автомобилей. Педагоги хвалят Замина, называя его одним из лучших в школе.
Правда, учеба по душе далеко не всем осужденным подросткам. Многие из них небрежно пробегают глазами, в которых читается равнодушие и даже отрешенность, по книгам, перебирая листы детскими руками с наколотыми звездами.
Необычная обычная школа
Каждое утро десять педагогов школы номер 45 проходят через несколько ограждений, чтобы попасть на свое рабочее место. Директор школы Керим Мамедов работает с осужденными подростками вот уже 22 года. Главное отличие их от обычных детей он видит только в одном: "У нас стопроцентная посещаемость. Нет никого, кто бы прогулял урок. А в остальном, все как обычно. У нас преподаются 14 предметов, за исключением физкультуры, труда, военной подготовки и пения".
При этом директор даже похвастался заслугами своих учителей и учеников. Как оказалось, в прошлом году двое бывших воспитанников сумели поступить в вузы. Причем один из них теперь на свободе учится на юридическом факультете Бакинского государственного университета.
Хорошие результаты достигаются в том числе из-за строгого режима, ведь в исправительном учреждении весь день подростков расписан по минутам. Но у детей есть и свободное время, когда, помимо спорта или музыки, можно, к примеру, почитать — в учреждении имеется своя библиотека, насчитывающая до двух тысяч книг. А еще дети могут поиграть в компьютерные и настольные игры, посмотреть телевизор.
Но среди новых заключенных порой попадаются и неграмотные. И таких приходится учить писать и читать буквально с нуля. С этим, кстати, и связан тот факт, что в этой школе 12-летнее образование — последний 12-й класс равносилен 11-му классу на свободе.
"У нас был Назим (осужденный подросток — ред), который, когда попал сюда, не знал, что такое буквы. Но когда он вышел на свободу, уже владел английским языком и интересовался русским", — вспоминает Мамедов.
Примечательно, что дети в этой закрытой школе имеют возможность обучаться и на русском языке. На сегодня в так называемом русском секторе учится десять человек.
Все ради долгожданной воли
"Детская колония", как ее принято называть в народе, — это единственное в своем роде пенитенциарное воспитательное учреждение для несовершеннолетних в Азербайджане.
Построенные в Хатаинском районе на улице Натика Алиева, 15 еще в прошлом веке одноэтажные закрытые постройки, огороженные высокими заборами с егозой, сегодня мало о чем говорят рядовым бакинцам. Но в Пенитенциарной службе учреждение давно признали не отвечающим современным стандартам. К тому же возведенные совсем рядом новостройки серьезно угрожают внутренней безопасности. К примеру, есть вероятность, что с балконов соседних домов на территорию учреждения могут закинуть что-то запрещенное.
Вся территория, кстати, включает в себя двор, футбольное поле, летние беседки, здания кинотеатра, клуба, спального корпуса, школы и другие вспомогательные постройки. Как бы сотрудники ни старались поддерживать чистоту и порядок, старые стены косметическому ремонту уже не поддаются. Вот и ждут обитатели "детской колонии" обещанного переезда в новое здание.
Оно уже построено и практически готово к эксплуатации. Руководство Пенитенциарной службы позаботилось, чтобы на этот раз учреждение находилось подальше от города. Теперь заключенных подростков поселят в поселке Кюрдаханы в Гарадагском районе Баку, только неизвестно, когда именно — о сроках открытия нового учреждения для несовершеннолетних пока ничего не известно.
А пока руководство учреждения продолжает работать, ведь основную цель они для себя обозначили уже давно и предельно ясно – не наказывать, а перевоспитывать подростков, чтобы вернуть их в общество полноценными личностями. Именно поэтому ребятам стараются привить истинные человеческие качества, периодически даже поощряя прогулками по городу — как на долгожданной воле.