БАКУ, 16 сен — Sputnik, Ильхам Мустафа. Искусство живописи требует от человека особых способностей, врожденного таланта. Но чтобы стать профессиональным художником, одного таланта мало – важно любить дело, которым занимаешься, много работать над собой и просто обладать широким кругозором.
Встреча с одним из таких профессионалов своего дела — жителем Гянджи Фаигом Абдуллаевым с самого начала обещала быть интересной. Посетив мастерскую художника, региональный корреспондент Sputnik Азербайджан застал мастера в окружении картин и многочисленных книг, и сразу же погрузился в завораживающий мир живописца.
Фаиг муаллим вспоминает, что увлекся рисованием еще в детстве. Отучившись в Детской художественной школе Гянджи, он поступил в Бакинское художественное училище имени Азима Азимзаде. Завершив учебу, уехал в Санкт-Петербург (тогдашний Ленинград), где окончил Художественную академию имени Репина.
Получив диплом, Абдуллаев прожил еще некоторое время в Петербурге. Годы, проведенные в культурной столице России, оказали большое влияние на последующую жизнь художника.
"Для того чтобы стать профессиональным художником, прежде всего нужен талант. И еще важно любить дело, которым занимаешься. В вузе вместе со мной учились десятки молодых азербайджанцев. Среди них было немало талантливых ребят, но из-за отсутствия желания и увлеченности никто из них художником так и не стал", — рассказывает мастер.
"Железная" поклонница
Художник годами шлифовал свое мастерство, и каждая его новая работа — а пишет он в основном в стиле реализма — получалась лучше предыдущей. В 1985 году он вернулся в Гянджу, где продолжил заниматься любимым делом. За годы работы его картины не раз демонстрировались на выставках в Гяндже и Шамкире, получая высокие оценки специалистов и искусствоведов. При этом картины пользовались успехом и у рядовых любителей живописи. Правда, среди поклонников таланта художника были люди более чем знаменитые.
Хит Азнета и танцы в эпоху виртуальных экспериментов: найдется ли 10 праведников? >>
Самая именитая в их числе — ни много, ни мало, а сама "Железная леди" — первая женщина-глава кабинета министров Великобритании Маргарет Тэтчер. Во время ее визита в столицу Азербайджана в начале 90-х годов произошла история, которую Абдуллаев сегодня вспоминает не без доли юмора.
"Ту картину Тэтчер я продавал не сам лично. Она увидел ее на выставке и купила. Это был натюрморт, я назвал его "Гянджинские узоры". Красок в то время было много, не то что сейчас – семь манатов одна упаковка. Я смешивал жидкие краски, выливал на холст. После того как жидкость немного стекала, я смешивал краски руками и выводил рельефные узоры. И вот некоторые из таких работ я и отправил в Баку.
Там их получил мой брат, который живет в столице. Он занес их домой, чтобы на следующий день отнести в галерею. Жена брата, рассматривая картины, заметила, что поверхность одной из них чересчур выпуклая. Она решила, что картина подпортилась в дороге. Поэтому взяла утюг и стала гладить картину. Но увидев, что от этого становится только хуже, она перестала гладить и вновь все упаковала. И вот Тэтчер, прохаживаясь по галерее, остановилась возле именно этой картины – та ей очень понравилась. Но вот я теперь не знаю, что больше понравилось "Железной леди" – моя работа или то, как ее прогладила жена моего брата", — шутит художник.
Что еще нужно заслуженному артисту?
Сегодня картины художника часто выставляются в различных галереях, но хорошего дохода они не приносят. Найти покупателей, особенно в Гяндже, очень трудно, и поэтому чаще всего художник опять-таки посылает свои работы в Баку: "Раз в месяц или два я отправляю несколько картин в Баку, в Центр миниатюры в Ичеришехер. Я договорился с тамошним организатором по принципу — "сам оцени, продавай, что дашь – то и возьму". Ну он и дает мне за каждую работу по 300-500 манатов".
Как известно, талантливый человек талантлив во всем. Вот и наш сегодняшний герой не только красиво рисует, но и неплохо владеет классическим вокалом. В студенческие годы он даже пел в хоре – и душа радовалась, и заработок был. И сейчас он пишет картины, напевая романсы или арии из любимых опер. По его собственным словам, когда настроение плохое, он поет арию Балаша из оперы "Севиль", которая начинается словами — "Что же с тобой стало, Балаш?".
Но доброго, веселого и душевного художника в родном городе нередко обижали. С грустью и обидой он рассказывает о том, как обманом его лишили лучших работ:
"Мне как-то предложили провести выставку своих работ. Я собрал все лучшие и отдал организаторам. Выставка состоялась, но мои картины мне потом не вернули. После многократных хождений по инстанциям картины я получил, но далеко не все — самые лучшие мне так и не вернули. Кроме того, во время открытия здания филармонии в Гяндже у меня попросили 16 лучших моих работ, но потом ни картины не вернули, ни деньги за них не дали. А когда я попросил их, мне ответили: "Мы тебе дали звание заслуженного артиста, что тебе еще надо?"
Критикуемая за спектакли 18+ актриса рассказала, почему покинула Азербайджан >>
Но теперь художник молчать не намерен и собирается добиваться справедливости в судебном порядке. Остается надеяться, что справедливость восторжествует, и старый добрый художник вновь вернется к любимому занятию.