БАКУ, 26 авг — Sputnik, Ирада Джалил. Махире Амиралиевой — постаревшей раньше времени, измученной и уставшей от жизни женщине 58 лет. Но выглядит она намного старше своего возраста. У нее давно нет своего дома, а главное — семьи, но мучает ее совсем другое — неизгладимое чувство вины перед самым близким человеком.
Махира Амиралиева родилась в 1960 году в Билясуварском районе в бедной семье. Она была самой младшей из пяти сестер. Может именно поэтому она не знала, что такое внимание, любовь и забота родителей: "Отец мой рано скончался, мать пекла хлеб, тем и растила нас. Потом мама заболела, но все равно продолжала работать, хотя врачи советовали ей вообще не вставать с постели. Она умерла в 1974 году. Этот день и сегодня стоит у меня перед глазами. Она тяжело дышала, у нее была высокая температура. А потом ее тело начало остывать, и она испустила дух… К тому времени трое из моих сестер уже были замужем".
После смерти матери какое-то время Махира прожила с сестрой — та работала, содержала и себя, и младшую сестру. Но потом она вышла замуж, и Махира осталась одна.
Она тоже хотела, как и все, выйти замуж, построить свой очаг, стать матерью, но судьба распорядилась по-другому: "Однажды я просто сбежала с мужчиной из соседнего села. Я верила, что он любит меня, но все оказалось ложью. Он бросил меня на шестом месяце беременности. Потом я узнала, что он мне все время врал. У меня родилась дочь, я назвала ее Хаяла".
Сын погиб в Карабахе, невестка повесилась: женщина-почтальон рассказала о своей судьбе>>
Молодая женщина дала себе слово посвятить жизнь дочери, но вновь оступилась, вновь оказалась обманутой: "Я опять встретила человека, полюбила, мы начали жить вместе. Но Рамиз не любил мою дочь. Он бил ее, мучил, заставлял делать то, что она не умеет. Мне было тяжело, но я любила его и закрывала на все глаза".
Девочка росла, и мать понимала, что Рамиз смотрит не нее уже совсем другими глазами. Но она все равно молчала. Однажды дочка пожаловалась маме на отчима, сказала, что он пристает к ней, но мать опять не поверила: "Я сказала, что такого не может быть и во всем обвинила свою дочь".
Девочка и потом не раз жаловалась матери, то та даже слушать ее не хотела. Когда Хаяле исполнилось 18 лет, мать выдала ее замуж — фактически за первого, кто посватался к ней.
Хаяла вскоре забеременела, но случилось несчастье — она умерла при родах. И только после смерти дочери Махира поняла, насколько несправедлива была к ней все эти годы.
Раскаяние пришло слишком поздно, но оно уже больше не давало ей покоя.
Отношения с мужем тоже разладились, и в один прекрасный день он ушел из дома: "Рамиз работал таксистом в направлении Баку-Билясувар. Он, можно сказать, ездил в Баку чуть ли не каждый день. Когда он уже ушел от меня, я узнала, что в Баку он познакомился с какой-то женщиной и поселился у нее. Я хотела увидеть ее своими глазами и поехала в Баку. Там я нашла ее, умы поговорили. Оказалось, что у этой женщины от него двое детей. Она сказала мне, что они вместе уже десять лет. Когда я думаю об этих десяти годах, перед глазами появляется образ моей девочки, как она плакала, просила меня поверить ей… Я очень жалею, но ничего не могу сделать".
Кто же тебе в старости стакан воды подаст?>>
Сейчас Махира живет в Баку, работает уборщицей в одном из кафе возле станции метро Гара Гараева. А по ночам мысли о дочери не дают ей покоя. "Знаю, что сама виновата в своем одиночестве. Когда совсем состарюсь, уйду в дом престарелых. Думаю, умру лет через 10-15. Но я знаю, что даже смерть не избавит меня от чувства вины за то, как несправедлива я была к своей дочке", — говорит женщина.
Она взяла свою старую сумку, встала со скамейки, на которой мы сидели и ушла, сказав на прощание — "и не знаю даже, зачем я все это тебе рассказываю…"