Долгое время считалось, что история азербайджанского кинематографа начинается с 1916 года, когда на экранах появился фильм "В царстве нефти и миллионов". Однако в 2001 году во время проведения в Марокко ассамблеи Международной федерации киноархивов директор архивов кино Франции Мишель Обер передала представителям Азербайджана снятые в Баку первые два киносюжета.
Снятые в 1898 году киносюжеты назывались "Пожар на нефтепромыслах Биби-Эйбата" и "Нефтяной фонтан на промыслах Балаханы". Позднее стал известен автор этих киносюжетов. Им оказался Александр Мишон.
Второго августа 1898 года в Баку в театре-цирке Васильева-Вятского были продемонстрированы четыре киносюжета, снятые Мишоном для предстоящей всемирной выставки в Париже. Об этом свидетельствует объявление в газете "Каспiй" о том, что "Второго августа 1898 года в театре-цирке В.И.Васильева-Вятского, фотограф А.М. Мишон, снимающий коллекцию оживленных фотографий Средней Азии и Кавказа для предстоящей всемирной выставки в Париже, будет демонстрировать только один раз усовершенствованный "Кинематограф" братьев Люмьер, построенный инженером I. Carpentier. Между прочими картинами будут показаны: 1. Пожар на нефтяном фонтане на Биби-Эйбате. 2. Проводы Его Высочества Эмира Бухарского на пароход "Великий князь Алексей". 3. Кавказская пляска. 4. "Попался" — юмористический случай в бакинском городском саду".
Иным косвенным свидетельством деятельности Мишона является произведение известного азербайджанского литератора Аббаса Саххата "Нефтяной фонтан", написанное в 1912 году. В этом произведении приведен интересный факт. Один из героев произведения по имени Бейбала говорит, что "на Парижской выставке наш разрушенный Балаханы так хорошо выглядит, что сказать нечего. И тогда в глубине души для себя решил, когда вернусь в Баку, любым способом найду себе должность в Балаханы. Так и случилось, и работа нашлась, и должность, а теперь думаю: среди этой грязи, сажи, черной нефти, дыма Балаханы как может жить человек?". Как видите в произведении "Нефтяной фонтан" речь шла о красивых пейзажах поселка Балаханы из фильма Мишона.
Так кто же такой Александр Мишон? Он родился в 1858 году на территории современной Украины. Проработав некоторое время фотографом и корреспондентом в Изюме, Славянске и Харькове, Мишон в 1884 году переезжает в Баку. В 1887 году он получает у городских властей разрешение открыть собственное фотоателье.
Почти за 25-летнюю деятельность в Баку Мишон стал одним из популярных фотографов на Южном Кавказе. Его работы были представлены на различных выставках, за которые он удостаивался различных наград. По его инициативе был создан Бакинский фотографический кружок. На одном из заседаний этого кружка в августе 1896 года было принято провести фотографическую выставку членов организации. По предложению Мишона в течение трехнедельной выставки публике демонстрировались фильмы, снятые аппаратом, созданным братьями Люмьер.
Как отмечалось выше, второго августа 1898 года в театре-цирке Васильева-Вятского фильмы, снятые Мишоном для всемирной выставки в Париже, хотели демонстрировать только один раз. Но повышенный интерес публики к этим фильмам вынудил Мишона провести повторный сеанс шестого августа в клубе "Бенкердорф" в поселке Балаханы. Здесь Мишон продемонстрировал также киносюжеты "Пожар нефтяного фонтана на Биби-Эйбате", "Нефтяной фонтан в Балаханы" и "Джигитовка конных городовых балахано-сабунчинского полицейского управления".
Снятые в Баку Мишоном киносюжеты демонстрировались во время Всемирной выставки в Париже, открывшейся 15 апреля 1900 года. Долгие годы снятые Мишоном сюжеты считались утерянными. О кинематографической деятельности Мишона впервые сообщила азербайджанский искусствовед Рзаева еще в 1971 году. Спустя годы азербайджанский киновед Айдын Кязимзаде обнаружил в архивах газеты "Каспiй" за 1898 год объявление о публичной демонстрации киносюжетов Мишона.
Это открытие легло в основу распоряжения президента Гейдара Алиева от 18 декабря 2000 года об учреждении второго августа Дня национального кинематографа Азербайджана.
Отмечая день национального кинематографа Азербайджана, мы, в первую очередь, должны отдать дать памяти человеку, чьи энтузиазм и неугасаемая энергия открыли новую страницу в культурной жизни общества, подарив нам прекрасный мир кинематографа. Имя его — Александр Мишон.