БАКУ, 10 июл — Sputnik, Кямаля Алиева. Руководители детского танцевального ансамбля "Асиман" и родители его воспитанников выразили недовольство несправедливостью, с которой они столкнулись в ходе Второго международного конкурса танца имени Гамэр Алмасзаде.
Проект был организован министерством культуры и Бакинской академией хореографии.
В интервью Sputnik Азербайджан руководитель танцевального ансамбля "Асиман" Вахид Салимов и художественный руководитель Расита Алиева выразили свое недовольство.
Конкурс проходил с 25 по 27 июля, и их коллектив, по утверждению Салимова и Алиевой, был единственной в проекте группой самодеятельности, которая прошла кастинг и получила право участия в конкурсе.
Они отметили, что организаторы конкурса во главе с проректором хореографической Академии, народной артисткой Азербайджана Тараной Мурадовой сделали все для того, чтобы "Асиман" не занял на нем ни одного места и не был отмечен хотя бы "Специальным дипломом жюри", как это предписано в уставе конкурса. Их требования представить протоколы оценивания членами жюри их выступлений в двух турах организаторы проекта всячески игнорировали, оттягивая время до завершения гала-концерта.
"Нашему коллективу в этом году исполнилось 23 года. За эти годы неоднократно воспитанники ансамбля становились лауреатами и дипломантами различных международных конкурсов и фестивалей, проходивших в Украине, России, Молдове, Турции, Грузии, Австрии, Испании, Греции. В репертуаре нашего коллектива около 20 танцев мира: народные, классические, эстрадные. С каждым годом наш репертуар пополняется", — сказали руководители.
Помимо этого, коллектив участвует во всех праздничных мероприятиях, в открытии различных спортивных турниров, в музыкальных проектах Фонда Гейдара Алиева. На днях "Асиман" был участником первого детского мюзикла Азербайджана "Аладдин", который был представлен на сцене Дворца Гейдара Алиева.
Учитывая все это, для ансамбля стало неожиданным то отношение, с которым он столкнулся на международном конкурсе.
Руководители коллектива отметили, что в первом туре ансамбль исполнил танец "Азербайджанская сюита" на музыку Узеира Гаджибейли, и члены жюри, в состав которого вошли народные артисты России Вячеслав Гордеев, Алтынай Асылмуратова, народный артист Украины Борис Колногузенко, народная артистка Азербайджана Афаг Меликова, заслуженный артист Азербайджана Виталий Ахундов и многие другие известные личности, высоко оценили их выступление и перевели в следующий тур.
Танец любви исполнили на берегу Каспия >>
Во втором туре танцоры представили "Балканский танец", с которым выступали на конкурсе в Болгарии и стали обладателями Гран-при.
"Наше выступление понравилось международному жюри, кроме некоторых его азербайджанских представителей и организаторов конкурса, которые ревностно относятся к успехам "чужих". Видимо, они признают обучение навыкам танца исключительно в стенах родной Хореографической академии.
"Нескрываемый снобизм известных людей искусства Азербайджана не позволил признать профессиональные способности нашего коллектива", — отметили руководители "Асимана".
Они не могут понять, почему Афаг Меликова в первом туре выставила им восемь, а во втором туре — всего три балла, хотя другой член жюри — народная артистка Азербайджана Роза Джалилова в обоих турах оценила выступление подростков на десять баллов.
Большой же тайной стало отсутствие во втором туре члена жюри Рафиги Ахундовой, которая якобы по уважительной причине не пришла на конкурс и ее заменила Тарана Мурадова.
"Все эти подробности мы выяснили на следующий день после окончания конкурса. Помощник ректора Хореографической академии Динара Алиева наконец-то показала нам каталог, где жюри выставило нам баллы. Примечательно, что баллы были выставлены всем участникам группы карандашом, хотя они должны были написать их шариковой ручкой", — сказали руководители.
Из бесед с иностранными членами жюри они сделали вывод, что именно со стороны организаторов применялось умелое манипулирование при оценивании участников национального танца, и не разрешалось делиться впечатлениями между собой, как это принято в цивилизованных странах. Узнав об их недовольстве результатами конкурса, один из организаторов мероприятия — старший преподаватель академии Сянан Гусейнли не подпустил их к председателю жюри Вячеславу Гордееву, выступив в роли его телохранителя. Они лишь услышали, как Гордеев сказал: "Извините, я сам себе не принадлежу!".
По словам представителей коллектива, весь этот фарс, самоуправство и беззаконие происходили на глазах у их воспитанников.
"Все эти манипуляции привели к тому, что "Асиман" не был номинирован ни на одно место. Мало того, его не пригласили на гала-концерт. Конкурс был проведен со многими нарушениями, касающимися выступления коллективов, в частности продолжительность танца предусматривалась пять минут, но на самом деле выступление длилось дольше. Кроме того, конкурс предусматривал участие молодых талантов в возрасте 16-26 лет, а на сцене выступали танцоры от 35 лет и старше", — сказали руководители группы.
По их словам, главной задачей конкурса было найти новые юные таланты в разных видах национального танца, и это стало основным мотивом для участия "Асимана" в этом конкурсе. Они отметили, что то, что произошло в проекте в память первой балерины Азербайджана, балетмейстера, народной артистки СССР Гамэр Алмасзаде, негативно влияет на имидж и репутацию конкурса, проводимого на государственном уровне.
"Нам больно смотреть в глаза своим молодым воспитанникам, которые имеют большой опыт сценической жизни, и умеют уступать достойным противникам, трезво оценивая силы и мастерство победителя. Но мы и они оказались беззащитными перед бессовестными и безнаказанными действиями и междусобойчиками взрослых, статусных и авторитетных людей", — отметили руководители ансамбля.
По их словам, воспитанники "Асимана" только входят во взрослую жизнь, поэтому им труднее принять всю эту несправедливость. Они отметили, что ни за что не простят организаторов конкурса и собираются идти до конца, чтобы наказать виновников, так как не хотят, чтобы слезы их воспитанников были пролиты попусту.
Корреспондент Sputnik Азербайджан обратился к народной артистке Таране Мурадовой, чтобы узнать об ее отношении к обращению руководителей ансамбля "Асиман".
По ее словам, все баллы были выставлены председателем конкурса Вячеславом Гордеевым и другими членами жюри, и все они были предоставлены руководителям ансамбля "Асиман". В состав жюри не входили проректоры Бакинской академии хореографии, и лишь в связи с тем, что Рафига Ахундова очень плохо себя чувствовала, во втором туре руководство решило заменить ее Мурадовой.
Она отметила, что многие студенты академии, которых они считали достойными хороших мест, не победили, и совершенно спокойно на это отреагировали.
"Вячеслав Гордеев был безумно рад, что спустя долгое время вновь прилетел в Азербайджан, посетил Дворец Гейдара Алиева, на сцене которого когда-то выступал. В беседе с нами он отметил, что конкурс организован на высоком уровне и нам можно гордиться нашими молодыми талантами. Он сказал, что сегодня его радует, что хореография Азербайджана в лице Лейлы Векиловой, Рафиги Ахундовой, Розы Джалиловой, Амины Дильбази, Афаг Меликовой, Камиллы Гусейновой, Медины Алиевой будет жить", – сказала Мурадова.
Танцовщица отметила, что полностью согласна со словами Гордеева, потому что как человек, который входил в состав многих международных конкурсов, проходивших в Турции, Египте, Германии, Австрии и других странах, она также высоко оценила организацию и проведение танцевального проекта.
По словам Мурадовой, на конкурсе был очень жесткий и строгий кастинг, и ансамбль "Асиман" — единственный самодеятельный коллектив, который его прошел, потому что члены жюри посчитали нужным, чтобы в республике развивалась самодеятельность. Она считает, что участники коллектива должны гордиться, радоваться и считать честью, что участвовали в конкурсе вместе с лучшими танцорами республики и мира, а не ругаться и не устраивать в искусстве академический балаган.
"Мы не можем отвечать на все вопросы людей, которые, может быть, считают себя профессионалами. Самодеятельность нельзя сравнивать с уровнем хореографической академии. В любом конкурсе нужно уметь и проигрывать, и побеждать. Проигрывать для того, чтобы в следующих конкурсах выигрывать. Я считаю, что если у людей нет в жизни культуры, то и на сцене она не будет видна", — считает Мурадова.
Танцовщица отметила, что в 2019 году они планируют провести Межреспубликанский конкурс самодеятельных коллективов, и она искренне верит, что в нем ансамбль "Асиман" сможет занять первое место. Она призналась, что в юном возрасте всегда умела гордо и достойно проигрывать и выигрывать, и именно поэтому сегодня она стала той Тараной Мурадовой, которая выступала на самых крупных сценах разных стран, таких как Большой театр, Ла Скала и многие другие.
Мурадова считает, что если руководители ансамбля сегодня настраивают детей и не могут дать им внутреннюю культуру, утверждая, что их не пропустили по каким-то причинам, то она жалеет тех людей, которые не могут направить своих воспитанников в правильном направлении, чтобы они боролись и шагали вперед.