Вопрос, как азербайджанское правительство решит распорядиться дополнительными финансовыми средствами, поступившими в страну от экспорта азербайджанской нефти за первые четыре месяца 2018 года, пока остается открытым.
По итогам апреля 2018 года средняя цена нефти на мировых рынках удерживалась на уровне выше 70 долларов за баррель. Такие цифры на мировых биржах фиксировались последний раз в ноябре 2014 года.
При этом стоит помнить, что бюджет Азербайджана на текущий год был сверстан с расчета 45 долларов за баррель и, по данным министерства финансов, вместо ожидаемого дефицита по итогам первого квартала 2018 года был зафиксирован профицит в размере 154,9 миллиона манатов.
Излишки средств от продажи нефти, как правило, накапливаются в Государственном нефтяном фонде АР (ГНФАР) с целью недопущения перегрева национальной экономики, а также роста цен на потребительском рынке. Однако, аккумуляция средств в Госнефтефонде означает, что азербайджанские деньги, вложенные в зарубежные ценные бумаги, работают на развитие экономик третьих стран, а точнее тех, кому принадлежат ценные бумаги с рейтингом "А" от ведущих международных рейтинговых агентств.
Наряду с этим в последние годы в связи резким падением цен на нефть (одно время достигших планки в 30 долларов за баррель) азербайджанскому правительству пришлось прибегнуть к жесткой экономии и свернуть ряд неприоритетных инвестиционных проектов, это также привело к увеличению государственного долга.
Эксперт: цена на нефть взлетела из-за обострения между Россией и США>>
К приоритетам государственного финансирования в последние годы в Азербайджане были отнесены обязательства по инвестициям в строительство проекта "Южный газовый коридор". Наряду с этим надо учесть, что в столице регулярно вызывает транспортный коллапс проведение крупных мероприятий, примером чему могут служить последние гонки "Формулы-1".
К сожалению, пока финансирование столичной подземки ведется не так интенсивно, как этого хотелось бы, и вместо сообщений об открытии новых станций метро чаще приходится слышать о ремонте действующих. При этом наличие разветвленной сети метрополитена с несколькими действующими линиями могло бы заметно снизить интенсивность движения на столичных улицах. То есть, значительные средства необходимо направить на ускорение строительства новых станций метрополитена.
Еще одним важным направлением использования поступающих в страну нефтедолларов, которое точно не станет причиной всплеска цен на потребительском рынке, следует считать погашение государственного долга. По состоянию на первое января 2018 года объем внешнего госдолга Азербайджана достигал 9,398 миллиарда долларов (15,978 миллиарда манатов), что составляет 22,8% валового внутреннего продукта (ВВП). Для сравнения, годом ранее госдолг республики составлял 6,913 миллиарда долларов (12,241 миллиарда манатов), или 20,4% от ВВП. Тем самым, государственный долг вырос на 2,485 миллиарда долларов, или на 35,9% в течение прошлого года.
И хотя в сравнении со многими другими странами государственный долг Азербайджана на уровне 22,8% к ВВП считается незначительной обузой для бюджета, однако его обслуживание в текущем году, согласно прогнозным бюджетным характеристикам, "съест" более 10% расходов казны. В частности, расходы на обслуживание государственного долга (уплаты основного долга и процентов по нему) должны составить 2,262 миллиарда манатов, что на 621 миллион, или на 37,8%, превысит ожидания на 2017 год.
С учетом складывающейся на мировых рынках благоприятной для Азербайджана ситуации, руководство страны может предпринять шаги по снижению объема долговых обязательств, так как средства бюджета, предназначенные для обслуживания госдолга, могут понадобиться в других сферах. В том числе могут быть направлены на усиление социальной защиты пенсионеров и государственных служащих. И в связи с этим, может быть, целесообразнее перенаправить финансовый поток в реальный сектор экономики, а не складывать в "кубышку" Госнефтефонда?
Доходная часть бюджета на 2018 год составляет 20,127 миллиарда манатов. Тем самым, поступления бюджета превысят ожидания 2017 года на 3,361 миллиарда манатов (20%). Расходная часть бюджета составляет 21,047 миллиарда манатов. Таким образом, траты государства в 2018 году относительно прогнозных характеристик бюджета на 2017 год вырастут на 3,106 миллиарда манатов (17,3%). Дефицит бюджета на 2018 год прогнозируется в 920 миллионов манатов. Бюджет сверстан из прогноза 45 долларов за баррель.