Новости

ЕАЭС не обойтись без Азербайджана

© Sputnik / Перейти в фотобанкФлаги Киргизии, Армении, Белоруссии, Казахстана и России - стран-участниц Евразийского экономического союза
Флаги Киргизии, Армении, Белоруссии, Казахстана и России - стран-участниц Евразийского экономического союза - Sputnik Азербайджан
Подписаться
Позиции Баку в роли посредника между ЕАЭС и Ираном сильны, так как с Арменией у Тегерана отсутствует железнодорожное сообщение и непредсказуем сценарий развития политических событий в Ереване.

БАКУ, 25 апр — Sputnik, Фуад Ализаде. Стремительно растет востребованность Баку Евразийским экономическим союзом в связи с созданием зоны свободной торговли с Ираном: для этого проекта Азербайджан может выступить в роли посредника, связывающего стороны напрямую.

Панорама Баку - Sputnik Азербайджан
Как визит министра экономики РФ в Баку отразится на диалоге бизнесменов

Российской Федерацией одобрен проект Временного соглашения, ведущего к образованию зоны свободной торговли (ЗСТ) между Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) и его государствами, с одной стороны, и Исламской Республикой Иран, с другой стороны. Об этом 24 апреля сообщил сайт правительства РФ.

Соглашение носит временный характер (сроком на четыре года) и предусматривает образование зоны свободной торговли по ограниченной номенклатуре товаров между ЕАЭС и Ираном.

В соответствии с Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации", данное соглашение после подписания подлежит ратификации, так как включает правила, отличные от предусмотренных российским законодательством.

На сегодня Иран имеет непосредственную границу с Арменией, являющейся членом ЕАЭС, но основной поток товарных грузов вряд ли будет проходить через Армению. Ни России, ни Ирану не выгодно с экономической точки зрения организовывать перевозку грузов через Армению, так как в этом случае придется гнать грузы автомобильным транспортом до Грузии, а далее пользоваться морскими путями, либо довольно опасными горными перевалами, вновь автомобильным транспортом.

Муслим Ибрагимов - Sputnik Азербайджан
Экономист: переход Ирана с доллара на евро ослабит американскую валюту

Более того, в дополнение к непростой логистике грузов, идущих из Ирана в Россию через Армению и Грузию, сейчас приходит такой неблагоприятный фактор, как дестабилизация политической ситуации в Армении — и еще неизвестно, какие политические силы придут к власти в Ереване.

Между тем, заметный рост объемов транзитных грузопотоков России и Ирана, проходящих через Азербайджан, а не Армению, связан с финансовыми вложениями Баку в транспортную инфраструктуру. Конечно, в первую очередь речь идет о перевозке грузов в рамках международного транспортного коридора "Север-Юг" и завершении со стороны Азербайджана строительства железнодорожной ветки Астара (Азербайджан) – Астара (Иран). Кроме того, практически выполнено строительство современных терминалов для приема грузов на иранской станции Астара.

Терминалы, построенные азербайджанскими предпринимателями в иранской Астаре, на основе имеющегося соглашения переданы тегеранским властям в аренду на 25 лет, и должны сыграть важную роль в экспорте продукции стран ЕАЭС (к примеру, зерна и древесины) в Иран, и из Ирана (фрукты, специи и другая продовольственная продукция) в страны ЕАЭС.

Железная дорога - Sputnik Азербайджан
От транзита грузов в Иран Армении могут достаться только крохи

Кстати, ЗАО "Азербайджанские железные дороги" (АЖД) получило более 200 заявок на оказание услуг по перевалке грузов в новом частично построенном грузовом терминале на территории иранской станции Астара. Об этом заявил в апреле 2018 года председатель АЖД Джавид Гурбанов.

"Из этих терминалов будут поставляться грузы не только на внутренний рынок Ирана, но и на рынки Сирии и Ирака. Сейчас в основном перевозятся пиломатериалы из России, в будущем станет возможной перевозка фруктов из Ирана в Россию", — отметил Гурбанов.

После завершения строительства железнодорожного участка Астара-Решт в Иране, на что Азербайджан предоставил правительству ИРИ 500 миллионов долларов, объемы перевозимых по маршруту "Север-Юг" грузов могут достигнуть 10 миллионов тонн в год. При этом значительная часть грузов может перебрасываться в рамках ЗСТ, создаваемого между ЕАЭС с Ираном, а Азербайджан станет главным мостом на пути данного потока грузов.

Евразийский экономический союз — международная организация региональной экономической интеграции, учрежденная Договором о Евразийском экономическом союзе, подписанным 29 мая 2014 года и вступившим в силу 1 января 2015 года. В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики. Государствами–членами Евразийского экономического союза являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация.

Лента новостей
0