БАКУ, 24 апр — Sputnik, Ирада Джалил. По утрам по нашей улице — Мухаммеда Хиябани — не пройти из-за невыносимой вони. Ладно бы только зловоние, на этой улице нередко можно увидеть кровавые озера… Короче, словами все происходящее не передать.
Такими словами житель Баку Эльнур Абдуллаев описал Sputnik Азербайджан небольшой отрезок улицы Мухаммеда Хиябани возле Национального онкологического центра, который уже давно превращен в мясной рынок. Вдоль улицы выстроились торговые точки по продаже мяса крупного и мелкого рогатого скота. При этом животных забивают здесь же в любое время суток, а освежеванные туши вывешиваются прямо вдоль дороги.
Рядом с мясными магазинчиками работают кафе, рестораны, кябабные. Вопиющая антисанитария наряду с жуткими сценами забоя, царящие на этой улице, вызывают недовольство жителей близлежащих домов. Однако многие люди, наоборот, постоянно покупают мясо именно здесь и не видят в этом стихийном рынке ничего предосудительного.
По словам Абдуллаева, несколько раз на указанную территорию приходили представители различных структур, смотрели и уходили, и все продолжается, как и прежде.
Тем не менее, многие рынком вполне довольны. Так, жилец одного из близлежащих домов Этибар Саламов говорит, что местные покупают мясо только в этих магазинах, потому что уверены, что забиваемый здесь скот здоровый. А свою уверенность объясняют тем, что хорошо знакомы с продавцами: "Они никогда не продадут мясо больного или умершего животного. Где вы найдете хорошее, качественное мясо? Везде на мясе можно увидеть печать, но когда ее поставили – неизвестно".
Саламов доволен тем, что скот забивается прямо на глазах у покупателей, при этом царящая вокруг антисанитария его особо не беспокоит.
Председатель Объединения свободных потребителей Эйюб Гусейнов объясняет сложившуюся ситуацию прежде всего тем, что потребитель хочет покупать только ту продукцию, в качестве которой уверен: "Потребитель хочет быть уверен, что мясо, которое он купил, настоящее говяжье, а не конина или ослятина".
Он также добавил, что потребители не верят ветеринарам и структурам, которые обязаны контролировать базары. Каждое утро на рынках можно увидеть сотни туш и все с печатями ветеринара: "Будто ветеринары не спали всю ночь, до утра проводили экспертизу. Бытует даже шутка, что, если освежевать только что забитого барашка, внутри обязательно окажется печать".
Гусейнов говорит, что проблема существовала еще во времена СССР и тогда с этим тоже было сложно бороться: "В настоящее время Агентство по продовольственной безопасности поставило перед собой цель вести борьбу с такого рода магазинчиками, но делать это радикальными, административными методами невозможно. Надо завоевать доверие потребителей, чтобы они стали покупать мясо в маркетах, и тогда проблема найдет свое решение сама собой".
В Баку действуют две большие компании, где производится забой скота по всем стандартам – AzProteinFood и Səhliyalı. По словам Гусейнова, они закупили оборудование на два миллиона долларов. И каждая из их готова за десять манатов забить, освежевать, провести ветеринарную диагностику и сдать готовое мясо заказчику.
"Но разве к ним кто-то обращается? Закупили такое дорогое оборудование, но оно стоит без дела. При этом Агентство по продовольственной безопасности поставило цель создать в Баку и пригородных селах 11 скотобоен, чтобы животных забивали за городом. Можно подумать, после этого скотобойни в городе пропадут…", — говорит он.
В Агентстве по продовольственной безопасности рассказали Sputnik, что АПБ с целью обеспечения населения безопасным продовольствием подготовило пакет предложений для представления в Кабинет министров по введению запрета на улицах Баку и в районах забоя крупного и мелкого рогатого скота.
В Гусаре вместо говядины продавали конину >>
В пакете предложений предусмотрено создание в городах и районах республики специальных центров, где будет проводиться забой скота, и которые будут оснащены соответствующими лабораториями. Запрет на незаконный забой скота будет внедряться в соответствии с решениями и планом мероприятий, которые будут приняты, в поэтапном порядке.