БАКУ, 4 апр — Sputnik. Ирада Джалил. Житель Баку 31-летний Мухаммед Азимов вырос в детском доме в поселке Бильгя. Годы, проведенные в интернате, оставили тяжелый след в его жизни. "Сейчас в интернатах хорошо, но в наше время, в начале 90-х, мы росли в детдомах полуголодные. Времена были тяжелые, поэтому мало кто решался на усыновление", — говорит бывший детдомовец и добавляет — если бы ему повезло оказаться в приемной семье, жизнь могла бы сложиться совершенно по-другому.
Согласно последним данным Государственного комитета статистики АР, в прошлом году новые семьи обрели 466 мальчиков и 411 девочек. При этом, по сравнению с предыдущими годами, число переданных в семьи детей в возрасте до трех лет выросло на 19,7%, 3-5 лет — на 7,5 %, 6-10 лет — на 9,9%, 11-17 лет — на 7,3% (420, 172, 167 и 118 детей соответственно).
Но Азимову так не повезло — его никто не усыновил, и детство, проведенное в стенах интерната, повзрослевшему мужчине до сих пор тяжело вспоминать.
В первой половине 90-х годов прошлого века страна переживала сложные времена — шла война, экономика находилась в состоянии застоя, при этом должного контроля над детскими учреждениями не осуществлялось. Все это не могло не отражаться на жизни в интернатах и детских домах.
Свой рассказ о тех годах Мухаммед начинает с воспитателей, многие из которых запомнились только злостью и жестокостью по отношению к детям. Воспитанников интерната нередко били и унижали, при этом, по словам Мухаммеда, как мальчиков, так и девочек. "Не должен педагог-мужчина бить десятилетнюю девочку. А там на такие телесные наказания закрывали глаза, а педагогов даже оправдывали", — вспоминает он.
По словам нашего героя, детей били, потому что боялись – уйдут и больше не вернутся: "Меня тоже много били. В основном потому, что хотел убежать оттуда". В старших классах наказания принимали и вовсе изощренные способы, продолжает он. Застав старшеклассников с сигаретами, их били, бросали в подвал и держали там среди мышей, крыс и насекомых.
Но побои – это еще не все. По словам Мухаммеда, в детдоме у детей забирали больше половины продуктов, которые выделяло им государство. Нормальную одежду тоже не давали – дети ходили в обносках, хотя на складах было полно одежды.
Одним словом, о годах, проведенных в интернате, у мужчины не осталось ни одного приятного воспоминания.
Взрослая жизнь
В 2003 Мухаммед покинул интернат и начал работать. До 2007 года он жил на съемной квартире, потом ушел служить в армию. Военную службу он проходил на линии соприкосновения в Ходжавендском районе. Вернувшись из армии, снова начал работать.
В 2011 году Азимов женился, у него родились два сына. Но спустя четыре года его жизнь вновь перевернулась – мужчина оказался в тюрьме. Произошло групповое ограбление, друзья Мухаммеда украли компьютеры в магазине: "Мне стало жалко друзей, я взял всю вину на себя. Они были совсем бедные, у всех были семьи".
Пока он сидел в тюрьме, жена забрала детей и вернулась в отчий дом. В феврале 2018 года Азимов вышел из тюрьмы и первым делом отправился к семье. Но жить вместе они пока не могут — работы и жилья у Мухаммеда пока нет: "Как только найду работу, заберу семью к себе. Сейчас у меня одна цель – найти работу и вернуть семью".
Он долго искал родителей, но найти не смог. Как ни странно, но Мухаммеду хочется думать, что они умерли — только так он может оправдать их, понять, почему ему пришлось провести детство в детдоме.
На протяжении всего своего рассказал глаза Мухаммеда периодически наполнялись слезами. Жизнь, проведенная без родительской опеки, научила его главному — нельзя бросать своих детей: "Никогда не допущу, чтобы мои дети остались без отца, они никогда не будут одинокими…"