Я не люблю статьи на повседневные темы, и по возможности стараюсь такие не писать. Если написанное потеряет актуальность через несколько дней, оно уже не может считаться образом искусства и не имеет никакой исторической ценности.
На этот раз я тоже постараюсь не писать о теме, которую все в последнее время обсуждают. Наша тема – не оскорбление, нанесенное кем-то Микаилу Мушфигу, а последовательное превращение личностей в литературной среде Азербайджана в объект оскорблений.
Не надо думать, что я пытаюсь кого-то защищать или идеализировать. Ничего подобного! У меня тоже есть свои любимые люди из мира искусства, и если кто-то их оскорбит, я в крайнем случае приведу ряд аргументов, объясняющих мое предпочтение. Каждый свободен в своих предпочтениях по отношению к искусству, но никто не имеет права оскорблять людей от искусства.
Было время, когда Бахтияр Вагабзаде превратили в такой объект для оскорблений – группа молодых писателей называла его "пошлым поэтом", "отсталым человеком" и тому подобное. Возможно, для них Вагабзаде не был талантливым поэтом, но по мне, человек, который написал поэму "Atılmışlar", не может быть бесталанным. И его личность тут не имеет никакого значения. Например, для меня Самед Вургун, независимо от того, какой он был личностью, является одним из столпов нашей литературы.
Драматургов в Азербайджане нет, или Как взломали наш генетический код? >>
Но порой, когда я встаю на их защиту, мне напоминают мои статьи о Гаджи Зейналабдине Тагиеве и Баба Пунхане, и обвиняют меня в том же самом. Но я хочу сказать, что я писал не о Тагиеве, а о Гусейне Араблинском, и отрицательную роль Тагиева в его судьбе я обосновал фактами. А о Баба Пунхане я вообще ничего оскорбительного не писал, а его творчество подробно анализировал.
Что касается Микаила Мушфига… Я не собираюсь анализировать его творчество. Со дня его смерти прошло 80 лет, а его еще помнят, его стихи читают и любят, а значит, оценку его творчеству дала сама история.
И теперь кто-то думает, что можно заставить забыть его? Думает, что о Мушфиге помнят из-за его горькой судьбы, а не творчества? А почему судьба Мушфига была такой горькой? Безусловно, из-за его творчества.
Поэт, отобразивший реалии советского режима в поэме "Крестьянин и змея", конечно же, должен был стать жертвой репрессий. Его расстреляли потому, что он в период, когда огромная держава запретила тар, восстал со словами "Пой, тар!". И какое имеют права те, кто не может написать и строчки протеста, называть Мушфига "бессмысленным, нелепым" человеком?
И еще указывают на то, что Микаил Мушфиг писал стихи, отвечающие требованиям советского режима. А разве не является главной обязанностью поэта отражать окружающую его действительность? Разве заслуживают порицания стихи о рабочих поэта, большая часть недолгой жизни которого прошла при советском строе?
Проблема не в Мушфиге или еще ком-то другом. Проблема в безуспешности тех, кто не может быть свободным, заниматься свободным творчеством и вообще не умеет что-либо создавать. Мушфиг – человек, превратившийся своими стихами в символ любви и борьбы. Зачем человеку, который уверен в себе и своем успехе, оскорблять поэта, расстрелянного 80 лет назад? Потому что он уверен, что станет популярным, просто оскорбив Мушфига.