Для увеличения транзита грузов через Азербайджан недостаточно лишь построить современную транспортную инфраструктуру. Необходимо ликвидировать все бюрократические препоны на транспортных коридорах, развитие которых, заметим, является одной из основ экономической стратегии Азербайджана.
В последние годы предприняты серьезные меры по созданию транспортной инфраструктуры в регионе, что должно увеличить поток грузов, пропускаемых международными транспортными коридорами "Европа-Азия" (TRACECA) и "Север-Юг".
Сегодня в Азербайджане, Казахстане и Туркменистане строятся современные модернизированные порты Алят, Курык и Туркменбаши соответственно. Но успех в увеличении грузопотока по создаваемой инфраструктуре может оказаться минимальным, если движение грузов будет регулироваться, как в прошлом веке, на основе бумажных накладных и деклараций.
Пора убрать с погрузочных площадок бюрократов мелкого розлива, которые не спеша будут просматривать бумажную документацию, сверяя данные с грузами в железнодорожных составах или грузовиках. Не стоит забывать, что посланная почтой документация может задержаться или вовсе затеряться ворохе бумаг у нерадивого чиновника, а грузы, соответственно, простаивать в портах или на станциях.
В странах Европейского союза давно настал XXI век и грузоперевозки контролируются посредством цифровизации транспортных процессов, что означает движение грузов без бумаг. То есть, в электронном виде документация намного раньше прибывает в перевалочные пункты, и товары могут продолжать свой путь без задержки.
Проверяющие лица на погрузочных площадках могут появиться, если к ним поступит дополнительная информация — к примеру, о спрятанных в грузах оружии или наркотиках. Но это скорее будет исключение, ведь привлечь грузы на новые транспортные коридоры можно лишь за счет уменьшения времени доставки до конечного потребителя. Время — деньги, и бумажная волокита способна свести на нет все усилия и сотни миллионов долларов, вложенные в строительство железной дороги Баку-Тбилиси-Карс и Бакинский международный морской торговый порт.
Накопленный странами Евросоюза опыт должен активно внедряться в постсоветских странах, расположившихся на "Великом шелковом пути". В ближайшее время в Азербайджане эксперты из стран ЕС начнут оказывать содействие цифровизации транспортных перевозок, так как в XXI векe нельзя работать, как в XIX или XX веках — посредством наличной оплаты услуг по грузоперевозкам и бумажной документации. От того, насколько быстро все постсоветские страны перейдут на новые принципы работы, зависит то, сколько грузов будет привлечено в коридоры "Европа-Азия" и "Север-Юг".
Интеллектуальный центр без интеллектуальных мер: когда Баку решит проблему транспорта >>
По данным Государственного комитета по статистике АР, объем перевозок транзитных грузов через азербайджанский сегмент коридора Европа-Кавказ-Азия (TRACECA) за 2017 год составил 52,733 миллиона тонн. Из данного объема 61,1% пришлось на долю автомобильных перевозок, 24,8% — на железнодорожный транспорт и 14,1% — на морские перевозки.
При этом, в 2017 году 10,186 миллиона тонн, или 19,3% от общего объема грузов, проследовавших по территории Азербайджана, были транзитными. Отметим, то в 2016 году объем транзита по территории страны составил 7,9 миллиона тонн. Тем самым, в прошлом году транзитные перевозки через Азербайджан по коридору TRACECA выросли на 2,286 миллиона тонн, или на 28,9%.