Шахпери Аббасова, Sputnik Азербайджан
Зулейха Давудова родилась в Загатальском районе. По профессии она педагог русского языка, в молодости трудилась в различных государственных структурах, долгое время проработала в школе. Но в родном районе все ее знают благодаря ее красному "ВАЗ 2106" – ведь она первая женщина-таксист в Загатале.
Сесть за руль ради заработка Давудову вынудили жизненные обстоятельства. "Мой муж долго болел, и мы потратили на его лечение все наши сбережения. То были тяжелые времена, шла война, порой у нас даже на хлеб не хватало, да и зарплату в школах тоже вовремя не выдавали", — рассказывает Давудова в беседе с региональным корреспондентом Sputnik Азербайджан.
В то время заняться частным развозом женщине посоветовал коллега по работе — один из пожилых школьных педагогов. Сама Зулейха ханум в то время уже могла водить автомобиль, и водительские права были в порядке: "Мамед муаллим сказал мне: "Ты должна содержать семью. Люди часто ездят из города в села и обратно, будешь их возить, заработаешь денег".
Поначалу она думала, что у нее не получится, но муж тоже поддержал Зулейху. В первый раз она выехала в город на автомобиле, сказав об этом только супругу. В тот день она заработала семь тысяч манатов (старыми деньгами), которые сразу же отдала, чтобы долить бензин в бак, так что и на хлеб не хватило.
Проработав так несколько дней, женщина столкнулась с новой проблемой — ее сын узнал о новой работе матери и очень возмутился: "В то время в районе ни одна женщина не водила такси. Я была первой, но из-за сына я перестала водить".
К счастью, Мамед муаллим и на этот раз помог ей — вместе со своей супругой он поговорил с сыном Зулейхи ханум, они объяснили ему, что в работе таксиста нет ничего плохого, и в итоге уговорили.
И Давудова вновь занялась частным развозом. В 2012 году она во второй раз совершила хадж (паломничество в Мекку), после чего проработала только год. "Я часто посещаю религиозные мероприятия, читаю Коран, времени на работу остается мало. Да и к тому же мне жалко времени, которое я трачу, пока жду клиента", — говорит она.
Зулейха ханум рассказала, что научилась водить машину еще в девятом классе, водительские права ей помог получить муж. Он же купил ей автомобиль и завещал перед смертью не продавать его. "Он говорил, что машина мне по жизни пригодится, так оно и вышло. Я и сейчас езжу на ней, куда мне надо".
Дорожные полицейские пожилую водительницу знают и уважают, но она этим ни разу не воспользовалась и никогда не нарушала правил на дороге. Она и сегодня не просто хорошо водит машину, но даже во многом справляется с техническими проблемами лучше, чем мужчины.
Тем не менее Зулейха ханум не советует женщине становиться водителем такси. "Женщины по природе нежные и ранимые, и не каждой под силу работать таксистом. Эта работа и для мужчин непростая, что же о женщинах говорить", — считает она.
В то же время она уверена, что автомобиль женщинам нужен не меньше, и даже больше, чем мужчинам. И хотя она очень хотела бы, чтобы ее невестка водила машину, но ни за что не согласилась бы, чтобы она стала водителем такси.
Помимо трудностей самой профессии водителя, за годы работы Зулейха ханум слышала немало неприятных разговоров о себе, нередко она не могла даже защитить себя от нападок недоброжелателей: "В лицо не говорили, а за спиной сплетни разводили. Мне просто повезло, что меня поддерживал муж, он был мне опорой во всем, и в этом тоже. Но не всем в жизни так везет".
Но самым большим ударом для Зулейхи ханум стала гибель сына Азада в годы карабахской войны. После его смерти она начала писать стихи под псевдонимом Зулейха Азад. Уже опубликовано четыре сборника ее стихов, она также является лауреатом премий "Острое перо" (İti qələm), "Месхети" (Məshəti), "Премия общества поэтов турецкого города Эскишехер" (Onur bəlgəsi) и премии "Теолог" (İlahiyyatçı).