Sputnik, Лев Рыжков
В Москве с 5 по 9 февраля проходила крупнейшая международная выставка продуктов питания "Продэкспо-2018". В выставке принимали участие 63 страны, была представлена 31 национальная экспозиция. Но не будет преувеличением сказать, что страной номер один на выставке, организатором самой большой и представительной национальной экспозиции стал Азербайджан.
Корреспондент Sputnik побывал на стендах республиканских производителей и делится впечатлениями.
Составляющие успеха
"Все дороги ведут в Рим", — говорили древние. На выставке "Продэкспо-2018" все дороги вели к азербайджанским стендам. Самые яркие вывески, указатели, даже объявления по громкой связи – все направляло посетителей к товарам из солнечной республики.
Представители других стран, конечно, завидовали. Например, Кыргызстан. Да, государство – член ЕАЭС, но представлена продукция его производителей была мало и скромно.
"Азербайджану правительство помогло, — разводил руками директор кыргызстанского агропредприятия. – А мы на свои деньги поехали. Отсюда и разница. У нас пока не понимают, что агробизнесу надо помогать, что сам по себе он не поднимется".
За свой счет, без какой-либо государственной протекции приехало большинство предприятий постсоветского пространства. И, как результат, все они уже на старте проиграли Азербайджану, стенды которого, благодаря ярким презентациям, привлекали наибольшее количество покупателей, инвесторов, представителей бизнеса.
У азербайджанских стендов всегда было многолюдно. А на главном стенде, в павильоне номер два, постоянно велись какие-то переговоры. Люди в дорогих костюмах сидели, стояли, оживленно обсуждали вопросы поставок. И тут не надо быть Нострадамусом, чтобы понять – для Азербайджана выставка прошла как нельзя более успешно.
Главный расчет – на Россию
В переговорном пространстве главного азербайджанского стенда царило оживление. Вообще, происходящее очень напоминало эпизоды из фильма "Волк с Уолл-стрит". Именно такими великий Мартин Скорсезе показывал нам успешные сделки. И точно такая же атмосфера царила на главном стенде Азербайджана.
"Хотите мороженого?" — прервал мои размышления милый девичий голос. – "Азербайджанское, самое лучшее!"
Хотя на улице стоял сибирский мороз, в павильоне у азербайджанского стенда было жарковато. Почему бы и нет?
"Это мороженое, сделанное по советским ГОСТам, — объясняла девушка. – А вот это – с бельгийским шоколадом. Премиальные товары!"
Динара Тауб-заде (так зовут представительницу производителя) рассказала мне, что главный бизнес-расчет у азербайджанских производителей – на Россию, на ее покупателей и торговые сети. Из продукции – сплошь премиальные сорта. И от российских сетей уже поступило несколько предложений.
"У нас уже два года гремит проект Made in Azerbaijan, — рассказывает Динара.- По поручению президента Азербайджана Ильхама Алиева производителям помогают. И сейчас мы приехали в Москву. Мы за это не платили ничего. Мы участвуем в выставке за счет государства. И это – больше пятидесяти компаний!"
Но только Москвой выставочная деятельность азербайджанских производителей продуктов питания не ограничивается.
"После вас едем в Дубай, — говорит Динара. — Потом – в Германию, потом в Китай".
Знакомлюсь с одним из солидных мужчин в дорогих костюмах. Это глава официального представительства ОАО "Абшерон Шараб" в России Юрий Беляев.
"Если сравнивать эту выставку с прошлогодней, то интерес к продукции из Азербайджана стал более высоким, — говорит Юрий Беляев. – Взять только наш завод. За год мы продали на российском рынке более миллиона бутылок. По сравнению с 2016 годом поставки в Россию увеличились на 300%. И на этот год у нас – очень большие перспективы. Подходят, интересуются как мелкие оптовые компании, так и крупные. От Владивостока до Калининграда".
На свой страх и риск
Некоторые компании приехали и сами по себе, без поддержки государства. Слишком велик был азарт и интерес. У стенда одной из таких компаний я разговариваю с ее представителем Саидом Намазовым. Саид говорит, что внимание к Азербайджану на этой выставке очень велико. И такой возможностью надо было воспользоваться.
"Мы привезли соки, нектары, компоты, чипсы, лечо, соленья, — с гордостью показывает Саид. – Уже договорились о сотрудничестве с Казахстаном. С Узбекистаном обсуждаем поставки продуктов. И в самой России для нас открылись новые рынки. Эта выставка очень удачная была. У нас ведь еще и очень качественные продукты. Мы не используем никакие добавки, никакую химию, никакие ароматизаторы".
Азербайджан господствовал на выставке. Он был заметней, чем агрогиганты СНГ Беларусь и Казахстан, продукты из республики были выставлены в каждом павильоне. И, собственно, не будет ничего удивительного, если в скором будущем республика займет лидирующие позиции в СНГ по экспорту продуктов питания.