Усиление влияния в правительстве министров экономики — Шахина Мустафаева и транспорта, связи и высоких технологий — Рамина Гулузаде за счет включения в состав министерств новых подразделений указывает на акцент, который ставится на данных отраслях в постнефтяной период развития экономики Азербайджана.
Президент Азербайджана Ильхам Алиев в январе 2018 года подписал указ об утверждении новой структуры министерства транспорта, связи и высоких технологий. В структуру ведомства вошли Аппарат (отделы и сектора), Государственная служба автомобильного транспорта, Государственная морская администрация, Государственное агентство гражданской авиации, Служба электронной безопасности, Государственный фонд развития информационных технологий.
Незадолго до этого, 28 декабря 2017 года глава государства подписал указ о создании при министерстве экономики публичного юридического лица "Агентство развития малого и среднего предпринимательства Азербайджана". Также в соответствии с поправками, внесенными в указы "По обеспечению деятельности министерства экономики АР" и "О мерах по совершенствованию деятельности министерства экономики АР" аппараты торговых представителей в посольствах и консульствах АР, функционирующих в иностранных государствах, включены в структуру министерства экономики.
Из Азербайджана контрабандой вывезено более 160 миллионов долларов >>
Развитие местного производства и расширение географии и объема экспорта продукции ненефтяного сектора останутся на обозримую перспективу приоритетом развития национальной экономики. Перед правительством на 2018 год поставлена цель как минимум удержать показатели роста в ненефтяном секторе на уровне прошлого года, когда рост составил 2,5%, а экспорт увеличился на 24%.
В связи с этим становятся очевидными цели усиления министерства экономики. В Азербайджане остаются слабыми позиции малого и среднего предпринимательства (МСП), что связано с трудностями доступа бизнеса к денежным ресурсам. Соответственно, перед вновь созданным Агентством развития малого и среднего предпринимательства (АРМСП) стоит задача создать наиболее благоприятные условия для выхода малого бизнеса на рынки капитала и оказание организационной и информационной поддержки частному сектору — ради усиления его потенциала по выпуску конкурентоспособной продукции.
Бизнес стал охотнее вкладываться в туризм и сферу досуга >>
Также у предпринимателей есть сложности не только с производством продукции, но и с ее продажей на местном или зарубежном рынках. И если для защиты местных производителей правительством принято решение по повышению ряда таможенных пошлин, то для успешной реализации национального продукта за пределами страны оказать помощь МСП должны действующие торговые представительства. Тем самым, Минэкономики становится главным координирующим органом от этапа поддержки организации местного производства до этапа реализации конечной продукции.
Понятно, что возрастает персональная ответственность нынешнего министра Мустафаева в случае, если развитие отраслей ненефтяного сектора начнет буксовать. В связи с этим именно главе Минэкономики придется отвечать на вопрос, почему 47 тысяч рабочих мест в 2017 году были закрыты и решать проблемы предпринимателей, которые стали сворачивать свое производство.
Наряду с этим в начале года для развития ненефтяного экспорта увеличено финансирование мероприятий по пропаганде азербайджанской продукции за пределами страны. В частности, число экспортных миссий, курируемых Минэкономики, выросло с десяти в 2017 году до 25 — в 2018-м. Свою лепту в поиск сбыта азербайджанской продукции под маркой Made in Azerbaijan должны внести открывающиеся за рубежом торговые представительства и торговые дома.
Агентство продбезопасности примет на себя функции ряда других структур >>
Впрочем, Мустафаев, который с 2008 года возглавляет экономическое ведомство (в разные годы — министерство экономического развития, министерство экономики и промышленности), достаточно опытный хозяйственник, и структурные изменения вкупе с новыми полномочиями могут не потребовать чрезмерных усилий по координации шагов в рамках единого ведомства.
Несколько сложнее придется его коллеге Рамину Гулузаде, и дело не только в том, что возглавил он министерство связи и высоких технологий, в которое позднее влилось министерство транспорта, совсем недавно — в январе 2016 года.
В настоящее время в Азербайджане стремительно развиваются транзитные перевозки по международным транспортным коридорам "Север-Юг" и "Запад-Восток" (TRACECA). С вводом в строй железнодорожного коридора Баку-Тбилиси-Карс заметно вырастет грузопоток по железным дорогам. Между тем, в рамках "Север-Юг" начаты работы по строительству железной дороги в Иране, которая позволит вывести азербайджанские маршруты в новые страны.
Строительство современного Бакинского международного морского торгового порта увеличит и перевозки грузов морскими путями. Госслужбы в транспортном секторе всегда обладали достаточной независимостью, так что теперь Гулузаде предстоит приложить немало усилий, чтобы наладить координацию всех структур в рамках единого министерства. Не стоит забывать, что само Минтранспорта представляло собой влиятельную структуру, которая по авторитету даже превышало министерство связи.
Эра доллара подходит к концу — по крайней мере в Азербайджане >>
Тем самым, перед новым министром стоит непростая задача — из двух почти равноправных министерств и привыкших к независимости государственных служб создать эффективное ведомство, роль которого в постнефтяной период заметно возрастет. Не стоит забывать, что в данную сферу азербайджанское правительство делает значительные инвестиции, и эффективность от вложенных финансов в немалой степени будет зависеть от успешной деятельности министерства и самого Гулузаде.
Конечно, проводимые структурные реформы не ставят целью создание в национальной экономике суперминистерств. Скорее всего, это связано с персонализацией ответственности перед главой государства министров по доверенным им фронтам работ в развитии ненефтяного сектора.