БАКУ, 9 янв — Sputnik. На сегодняшний день произошли очень серьезные качественные сдвиги в подходе азербайджанской исторической науки к вопросу изучения Туркманчайского мирного договора и его последствий, сказал российский историк Олег Кузнецов.
Об этом он заявил в ходе пресс-конференции в мультимедийном пресс-центре Sputnik Азербайджан, посвященной 190-летию Туркманчайского мирного договора, его историческому значению и последствиям для Южного Кавказа.
В 2018 году будет отмечаться 190-летие Туркманчайского мирного договора, подтверждавшего территориальные приобретения России по Гюлистанскому мирному договору 1813 года. По данному договору к России отходили Эриванское и Нахичеванское ханства, а на Персию налагалась контрибуция в 20 миллионов рублей серебром.
В мероприятии приняли участие российский историк и политолог Олег Кузнецов и директор Центра истории Кавказа, азербайджанский историк Ризван Гусейнов.
По словам Кузнецова, такие изменения связаны с тем, что и в Баку, и в Нахчыване появились документы российского правительства, которые были привезены из бывшего архива кавказского наместничества в Тбилиси и касались момента вхождения Нахчывана в состав российского государства.
Историк отметил, что наличие этих документов так или иначе влияет на изменение некоего отношения к историческим процессам, которые сейчас демонстрируются азербайджанской наукой и связаны с так называемым армянским вопросом. В частности, они указывают на то, что армяне на территории Азербайджана проживали всегда, и это объективный факт. Но их процент в этнической структуре населения был всегда невысок.
При этом стоит отметить, сказал он, что Туркманчайский мирный договор был не первым документом, предусматривающим размен населением. Первый размен населением произошел еще в 1735 году по условиям Гянджинского договора, то есть, фактически за 90 лет до Туркманчая. И вот согласно этому договору, заключенному между российскими представителями и Надир шахом, которого тогда звали Надир Гулу хан, значительное количество местного населения, связанного с коллаборационизмом с российскими властями, было отселено вместе с уходом русских войск на Северный Кавказ.
"Это население в документах Российской империи именовалось армянами. И эти выселенные из Азербайджана армяне основали города Кизляр, Моздок и нынешний Буденновск. То есть, говорить сейчас о том, что Туркманчай стал основой для армянского переселения в регион как минимум не корректно", — заключил Кузнецов.
Далее слово было передано Гусейнову, который отметил, что события, связанные с Туркманчаем, всего лишь небольшая страница в книге тех событий, которые происходили на территории Южного Кавказа, и в частности исторического Азербайджана.
"Что касается армян, да, к сожалению, в начале 90-х годов прошлого века почему-то сформировалось в Азербайджане мнение о том, что все армяне были переселены в начале XIX века. Но тут "дьявол кроется в деталях". А именно – кого называли в те годы армянами?" — отметил он.
По словам историка, армяне не имели этнической окраски, как другие народы. До середины XIX века понятие этничность, да и само слово народ, было обозначением какой-то религиозной общины. Народ не имел этнической окраски. Это относилось тогда ко всем, включая грузин и азербайджанцев, причем последних в том числе называли татарами.
"Да, армяне на Кавказе были, но это были и кипчаки, и удины, и албаны, и таты, и еще ряд других. Но не было хаев. Когда мы сегодня говорим "армянский народ", мы называем их хайским народом, хотя часть армянского народа вообще не признает себя хаями", — подчеркнул он.
Гусейнов рассказал, что уже после Туркманчая на территорию Азербайджана началось массовое заселение хайского этноса. Их никто не понимал. Даже карабахские армяне не понимали ни их языка, ни их культуры, да и до сих пор между ними наблюдается водораздел. По его словам, после договора на территории упраздненных Нахчыванского и Эриванского ханств была создана армянская область. На тот момент Царской России нужно было показать место, где могут собраться армяне.
"Велась серьезная пропагандистская и идеологическая работа, которая позволила в кратчайшие сроки переселить большое количество армян на территорию Эриванского ханства и Карабаха. Нахчыван этому процессу сильно сопротивлялся и фактически туда армян заселено не было", — сказал он.
Армянская область была создана как небольшой политический трюк для того, чтобы собрать всех тех армян, которые могли бы стать материалом для создания того самого армянского народа, который мы видим сейчас, заключил историк.